ФОР (Faure) Жан Батист (15 I 1830, Мулен, деп. Алье - 9 XI 1914, Париж) -французский певец (баритон), педагог и композитор. С детских лет пел в церк. хоре; его первым учителем музыки был Трево, капельмейстер церкви Ла-Мадлен в Париже. Позднее обучался игре на фп., органе и контрабасе; с 1843 неск. лет занимался в классе сольфеджио при Парижской консерватории, затем играл на контрабасе в провинц. оркестрах, в парижском театре «Одеон», был хористом «Т-р Итальен». В 1850-52 учился в Парижской консерватории (по классу пения занимался у Л. А. Поншара). В 1852 дебютировал в партии Пигмалиона («Галатея» Массе) в театре «Опера-комик», где выступал до 1860, быстро завоевав широкую известность. Принимал участие в первых пост. опер: «Тонелли» Тома (1853), «Северная звезда» и «Динора» Мейербера (1854 и 1859), «Женни Белл» и «Манон Леско» Обера(1855 и 1856), «Квентин Дорвард» Геварта (1858) и др. В 1861-76 был одним из ведущих солистов «Гранд-Опера», участвовал в первом исполнении опер «Африканка» (1865), «Дон Карлос» (1867); «Гамлет» Тома (1868), «Фауст» (1869); «Жанна д'Арк» Мерме (1876) и др. С 1857 с огромным успехом гастролировал как оперный и конц. певец в Баден-Бадене, Берлине, Лондоне (1860-66, 1870 -76, в театрах «Ковент-Гарден» и «Друри-Лейн», в 1877 в «Хэр маджести тиэтр»), Брюсселе, Вене (1878, здесь был удостоен почётного звания «императорский камерный певец»), Будапеште, Женеве, Мюнхене, а также в Италии, Голландии и других европейских странах. В Париже принимал участие в исполнении ораторий «Искупление» (1884) и «Смерть и жизнь» (1886) Гуно. Один из выдающихся франц. певцов 2-й пол. 19 в., Ф. обладал сильным, гибким, свободно льющимся голосом красивого тембра, обширного диапазона (исполнял басовые и баритональные партии), с плотным, насыщенным звучанием в нижнем и среднем регистрах и по-теноровому звонкими высокими нотами, исключительным по продолжительности дыханием, виртуозной вок. техникой. Его пение отличалось особой выразительностью фразировки, ясностью и чёткостью дикции, редким чувством стиля. Совершенное вок. мастерство, актёрский талант, романтич. темперамент, прекрасные внешние данные позволили Ф. создавать самые разнохарактерные образы - от ярко комедийных до патетико-экспрессивных. С особой полнотой его искусство раскрылось на сцене «Гранд-Опера», в партиях итал. и франц. романтич. опер. Среди многочисл. партий, исп. Ф., выделялись: Вильгельм Телль («Вильгельм Телль» Россини; композитор считал Ф. одним из лучших интерпретаторов его произв.), Король Альфонс XI («Фаворитка» Доницетти), Маркиз ди Поза («Дон Карлос»), Нелюско («Африканка», партия написана Мейербером специально для Ф.); одно из высших сценич. достижений - партия Дон Жуана. Ф. способствовал утверждению на франц. сцене жанра лирической оперы. Созданные им образы Гамлета («Гамлет» Тома; в этой роли певца запечатлел художник Э. Мане) и Мефистофеля оказали влияние на мн. последующих исполнителей этих партий. Среди партий: Пьетро («Немая из Портичи» Обера), Пётр I, Невер и Сен-Бри («Северная звезда», «Гугеноты» Мейербера), Фальстаф, Лотарио («Сон в летнюю ночь», «Миньон» Тома), Фернандо, Яго («Сорока-воровка», «Отелло» Россини), дон Альфонсо («Лукреция Борджа»), граф Родольфо («Сомнамбула»), Белькоре и Дулькамара («Любовный напиток»), граф Альмавива и Фигаро («Свадьба Фигаро»), Каспар («Вольный стрелок»). В конц. репертуаре Ф. были отрывки из опер «Тангейзер» и «Валькирия» Вагнера (композитор высоко ценил искусство певца), из «Страстей по Матфею» Баха и др. В 1857-60 Ф. преподавал пение в Парижской консерватории, с 1872 неск. лет был инспектором по классу пения в Брюссельской консерватории. Известностью пользовались многочисл. песни и романсы Ф., отличавшиеся напевностью, выразительностью (93 из них Ф. опубл. в 4 тетрадях). Соч.: La voix et le chant, traitй pratique, P., 1886; Aux Jeunes chanteurs, P., [1898]. |