ФОРЕ (Faurй) Габриель Юрбен (12V 1845, Памье, деп. Арьеж - 4 XI 1924, Париж) - французский композитор, органист, дирижёр, педагог, муз. критик, муз.-обществ. деятель. Чл. Ин-та Франции (1909). С юных лет жил в Париже. Муз. образование получил в Школе классической и духовной музыки (1854-65), где по классу фп. занимался у Л. Нидермейера (основателя школы), а после его смерти (1861) - у К. Сен-Санса, который оказал большое влияние на формирование творч. облика Ф., способствовал исполнению и изданию его первых соч. (к окончанию школы Ф. был уже автором ряда значительных произв.) и посвятил ему «Бретонскую рапсодию» для органа. С 1866 Ф. - органист в соборах Ренна (Бретань) и Парижа, где в 1877-91 возглавлял хор. капеллу, с 1896 был органистом церкви Ла-Мадлен. С 1871 преподавал в «Школе Нидермейера». С 1892 был правительственным инспектором провинциальных консерваторий. С 1896 профессор по классу композиции Парижской консерватории (в 1905-20 её директор). Как педагог Ф. способствовал развитию творческой индивидуальности учеников. Воспитал плеяду видных композиторов, среди которых М. Равель, Ш. Кеклен, Ж. Роже-Дюкас, Ф. Шмитт, Н. Буланже, Дж. Энеску, Л. Обер и др. В 1919 в связи с обострившейся глухотой (заболевание началось в 1903) Ф. вынужден был оставить пост директора консерватории и прекратить педагогич. работу. Гастролировал как дирижёр с исполнением собств. соч. во Франции и за рубежом (в 1910-11 в Петербурге и Москве). С 1896 выступал в периодич. печати, в 1903-13 возглавлял отдел муз. критики газеты «Фигаро». Один из основателей (1871) и руководителей Национального музыкального общества, с 1910 пред. «Независимого музыкального общества». Творч., педагогич. и муз.-обществ. деятельность Ф. оказала значит. влияние на развитие франц. музыки кон. 19 - нач. 20 вв. Творчество Ф. связало эпоху С. Франка и Сен-Санса с эпохой К. Дебюсси и М. Равеля, подготовило почву для муз. импрессионизма; в то же время для Ф. была характерна ориентация на классич. и романтич. традиции. Круг образов творчества Ф. не отличается широтой; ведущее место в нём занимают мечтательная и созерцательная лирика, муз. пейзаж. Это определило сдержанный и спокойный, чуждый резким контрастам тон его сочинений, сферу выразительных средств. Стилю Ф. свойственны черты, предвосхитившие муз. импрессионизм (некоторые гармонич. обороты, тонкая картинная звукопись). Излюбленные жанры его творчества ограничены преим. сферой «чистой» музыки. Наиболее близки его дарованию камерно-инстр. музыка, вокальная и инстр. миниатюра. Фп. миниатюры Ф. отличаются классич. законченностью и изяществом формы, тонкостью и изобретательностью гармонич. языка, изысканностью фактуры; за приверженность к этому жанру его часто называли «французским Шуманом». На протяжении всей своей жизни Ф. обращался также к вок. музыке, в ней раскрылась нац. сущность яркого и трепетного мелодизма композитора, чуткость к настроению и просодии поэтич. текста. Наиболее созвучной ему оказалась поэзия П. Верлена, на слова которого написаны вок. цикл «Песни чистой любви», ряд романсов, в т. ч. «Лунный свет», названный М. Равелем одной из самых прекрасных песен во франц. музыке. Гораздо реже, и преим. в последние годы жизни, Ф. обращался к соч. крупной формы, мн. из них остались незаконченными и не изданы автором. По мнению Ш. Кеклена, ученика и биографа Ф., «сама натура Форе, сдержанность его искусства, столь личного, интимного, выражающего его «внутреннее я»- все это несовместимо с оркестром». Даже в реквиеме, где Ф. поднимается подчас до высот подлинного драматизма, лирич. миросозерцание автора сказалось в том, что он исключил трагическое Dies Irae и закончил соч. картиной покоя и умиротворения. Как реквием, так и его единственная опера «Пенелопа» явились значит. событием в муз. жизни Франции, а последняя, наряду с оперой К. Дебюсси, признана одним из шедовров франц. музыки 20 в. В последние годы жизни Ф. развившийся недуг привёл к тому, что в его соч. светлые лирические тона сменились мрачными и даже трагическими. Д. Мийо, характеризуя творчество Ф., писал: «Скромность применённых средств и чувство меры в лиризме не дают его голосу состариться. Свежесть тем, изобретательность гармоний, невероятное разнообразие модуляций всегда сохраняют за его музыкой ту новизну, которая прежде всего обращает на себя внимание, когда слушаешь его произведения». Соч.: опера - Пенелопа (лирич. драма, 1913, Монте-Карло); для хора и орк. - реквием (1888); для орк. - 2 симфонии (1873, 1 ч. издана в перелож. для фп. в 4 руки под назв. Симфоническое allegro; 1884); сюита из музыки к драме М. Метерлинка «Пеллеас и Мелизанда» (1898), сюита Маски и Бергамаски (1919); для инструмента с орк. - концерт для скр. (1878, не оконч.), баллада для фп. (1881), фантазия для фп. (1918); камерно-инстр. ансамбли - 2 сонаты (1876, 1916), Колыбельная (Berceuse, 1880), Романс (1882), Andante (1894) для скр. и фп., 2 сонаты (1917, 1921), Элегия (1883), Сициллиана (1893), Романс (1894), Бабочка (Papillon, 1897), Серенада (1908) для влч. и фп., Фантазия для фл. и фп. (1898), фп. трио (1923), 2 фп. квартета (1879, 1886), струн. квартет (1924), 2 фп. квинтета (1906, 1921); для фп. - 3 романса без слов (1863), 6 экспромтов (1882-1910), 13 баркарол (1882-1921), 4 вальса-каприса (1883-94), мазурка (1883), 13 ноктюрнов (1883-1921), павана (1887), Тема с вариациями (1897), 8 коротких пьес (1898-1902), 6 прелюдий (1910-11); каденции к фп. концертам Бетховена (c-moll, op. 37) и Моцарта (No 24, К.-V. 491) (1869 и 1902); для фп. В 4руки - сюита Кукла (Dolly, 1893-96); Экспромт для арфы (1913); для голоса и фп. - ок. 100 романсов на сл. В. Бюссина, П. Верлена, Т. Готье, В. Гюго, Л. де Лиля, В. де Лиль-Адана, Л. Помей, А. Сильвестра, Сюли-Прюдома, Н. Шудена, циклы песен - Поэма одного дня (Poeme d'un jour; сл. Ш. Гранмужена, 1880), Море (La mer; сл. Ж. Ришпена, 1889), Добрая песенка (La Bonne Chanson; сл. П. Верлена из его кн.: «Песнь чистой любви», 1892-1893), Песня Евы (La chanson d'Eve; сл. Ш. Лербержа, 1906- 1910), Миражи (Mirages; сл. де Бримона, 1919), Призрачные горизонты (L'Horizon chimerique; сл. Ж. де ла Виль де Мирмона, 1921) и др.; музыка к спектаклям драм. театра - «Калигула» по А. Дюма-сыну (1888), трагедиям «Шейлок» Э. Гарокура (по У. Шекспиру, 1889) и «Прометей» Эсхила (1900). |