ФОРКЕЛЬ (Forkel) Иоганн Николаус (22 II 1749, Медер, близ Кобурга - 20 III 1818, Гёттинген) - немецкий историк и теоретик музыки, органист, композитор. Начальное муз. образование получил у медерского кантора И. Г. Шультезиуса, муз.-теоретич. предметы изучал самостоятельно. В 1766 был певчим в хоре Иоханнеум в Люнебурге, с 1767 префект соборного хора в Шверине. С 1769 жил в Гёттингене, где в том же году поступил в университет. В 1770-73 Ф. - университетский органист, с 1779 концертмейстер и преподаватель музыки (факультативный курс лекций о мелодике и гармонии Ф. прочитал ещё в 1772), затем муз. директор университета и руководитель его еженедельных зимних концертов (до 1815). В 1787 получил звание магистра, что означало организацию первой в истории кафедры музыкознания (в совр. понимании). Для деятельности Ф. характерна тесная связь теории и практики. В 80-е гг. издавал «Музыкальный альманах для Германии» («Musikalischer Almanach für Deutschland», 1782-84 и 1789), сыгравший большую роль в популяризации муз. знаний. Как теоретик Ф. разработал систему музыкознания, складывающуюся из физич. и математич. учений о звуке, муз. грамматики, муз. риторики и муз. критики. Для Ф.-историка музыка также была объектом систематизации. Ф. придерживался мысли о постепенном совершенствовании музыкального искусства, проходящем с местными взлётами и спадами, но неуклонно. По Ф., уже к сер. 18 в. музыка достигла «наибольшей красоты и мужественной зрелости». Гл. трудом своей жизни считал «Всеобщую историю музыки» (1790-1801). В нём Ф. хотел проследить развитие музыки от истоков до вершины; этой вершиной, по его мнению, было творчество И. С. Баха. Вышло в свет только два тома, в них изложение доведено до 16 в. Неизданной осталась работа Ф. «История музыки в памятниках от древнейших времён до новейшего времени» («Geschichte der Musik in Denkmälern von der дltesten bis auf die neueste Zeit»). В 1805, во время оккупации Лейпцига, французы перелили на пули подготовленные к печати (совм. с Й. Зонлейтнером) свинцовые доски 1-го тома; после этого Ф. не решился вновь приступить к изданию «Памятников». До наст. времени сохранила ценность библиографич. работа Ф. «Всеобщая музыкальная литература» (1792) - подробный аннотированный указатель более чем 3 тыс. книг и статей о музыке на разных языках. Важнейшую роль для музыкознания сыграла деятельность Ф.-баховеда. На протяжении всей жизни он коллекционировал рукописи соч. И. С. Баха, получал сведения о жизни композитора от его старших сыновей. Книга Ф. «О жизни, искусстве и о произведениях Иоганна Себастиана Баха» - первая монография о Бахе, остаётся важным историч. документом. В трактовке муз. наследия Баха Ф. допустил, однако, существ. просчёты. Догматически понимая процесс совершенствования произв. искусства как отсечение второстепенного, он ошибочно считал наиболее краткие ранние версии баховских соч. самыми совершенными. Взгляды Ф.-критика были во многом ограниченными; не понимая новых процессов, происходящих в музыке, он отрицательно относился к творчеству К. В. Глюка, у Я. Гайдна ценил только квартеты, В. А. Моцарта порицал за «ложный путь», якобы избранный им, не заметил Л. Бетховена. Творчество Ф.-композитора (кантаты, фп. соч., песни) историч. значения не имеет. Соч.: Ьber die Theorie der Musik insofern sie Liebhabern und Кennern notwendig und nützlich ist, Gott., 1774, 1777; Musikalisch-kritische Bibliothek, Bd 1-3, Gotha, 1778-79, Hildesheim, 1964; Ьber die beste Einrichtung цffentlicher Concerte, Gott., 1779; Ankündigung des akademischen Winter-Concerts, Gott., 1784; Genauere Bestimmung einiger musikalischen Begriffe, Gott., Ц80; Allgemeine Geschichte der Musik, Bd 1-2, Lpz., 1788-1801, факсим. изд., hrsg. von O. Wessely, Graz, 1967; Allgemeine Literatur der Musik oder Anleitung zur Кenntnis musikalischer Bücher, Lpz., 1792, Hildesheim, 1962; Ьber J. S. Bach's Leben, Кunst und Кunstwerke, Lpz., 1802, В., 1978 (рус. пер. - О жизни, искусстве и произведениях И. С. Баха, М., 1974). |