ФОРМИНКС, формингс, форминга (греч. pormigx), - др.-греч. струн. инструмент. Судя по сохранившимся изображениям (т.н. вазовая живопись), Ф. имел корпус полукруглой формы (возможно, поэтому Аристотель сравнивал Ф. с луком) с боковыми планками, соединёнными вверху поперечным бруском; струны крепились одним концом к бруску, другим - к корпусу (инструмент такого типа известен также по арамейским, хеттским и финикийским рельефам). Ф. изготовлялся из дерева, слоновой кости или бронзы, что подтвердили археологич. находки в Микенах и др. У Гомера Ф. связывается с культом Аполлона («Илиада», песнь I, стих 603, IX, 186; «Одиссея», XVII. 270), упоминается также Пиндаром («1-я Пифийская ода») и др. В лит. источниках указывается, что на Ф. аккомпанировали певцу. Вероятно, инструментом, известным под назв. «лира Гермеса» (настройка струн: е-а-h-е1), и был 4-струнный Ф. Такое предположение основывается на том, что уже в 5-4 вв. до н. э. назв. «Ф.» вышло из употребления и было заменено назв. лира и кифара. С тех пор термин «Ф.» употреблялся лишь изредка в литературе. Боэций (480-524 или 525) в трактате «Об устройстве музыки» («De institutione musica», кн. 1, §20) подробно описывает эволюцию струн. инструмента, называемого им лирой (от 4 до 12 струн). Есть основания считать, что на древнейших этапах этот инструмент именовался Ф. Муз. теоретик Клеонид (3 в.) в трактате «Гармоническое введение» упоминает 2 исполнителей на «семизвучном» (т. е. 7-струнном) Ф. - знаменитого Терпандра (1-я пол. 7 в. до н. э.) и Иона (о нём сведения не сохранились). Вероятно, при муз. оформлении священных обрядов Ф. иногда звучал в дуэте с авлосом. |