ФОРТНЕР (Fortner) Вольфганг (р. 12 X 1907, Лейпциг) - немецкий композитор и дирижёр (ФРГ). Учился в Лейпциге по композиции у Г. Грабнера в консерватории, музыковедение изучал в университете у Т. Кройера. С 1931 жил в Гейдельберге, преподавал теорию музыки и композицию в Ин-те церк. музыки, руководил Collegium musicum университета, в 1935 основал камерный оркестр и выступал как дирижёр. С 1955 профессор композиции Муз. академии в Детмольде. С 1958 руководитель конц. организации общества «Musica viva» во Фрейбурге, с 1957 профессор Высшей муз. школы там же. С 1964 жил в Мюнхене. Многократно руководил «Летним курсом новой музыки» в Кранихштейне. Среди его учеников - X. В. Хенце. Президент нем. секции Междунар. общества совр музыки (с 1957), руководитель муз. отдела Академии искусств Зап. Берлина (1956), чл. Баварской академии искусств в Мюнхене (1961). Свой творч. путь как композитор Ф. начал в русле неоклассицизма. Известностью пользовалась его «Немецкая песенная месса». С кон. 1940-х гг. применяет додекафонию. Наиболее известное соч. Ф. - лирич. трагедия «Кровавая свадьба» по Ф. Гарсиа Лорке (1957), где композитору удалось сочетать традиц. и новейшие технич. приемы (12-тоновые серии с характерными испан. танц. ритмами и мелодич. оборотами испан. песен). Соч.: сценич. музыка - школьная опера для любителей Кресс тонет (СreЯ ertrinkt, 1910), музыка к «Лизистрате» Аристофана (1945), лирич. трагедия Кровавая свадьба (Bluthochzeit, по P. Гарсиа Лорке, Кёльн, 1957), опера-буффа Коринна (по Жерару де Нерваль, Берлин, 1958), школьный зингшпиль Ундина (по P. Ларошфуко, 1960), опера Дон Перлимплин (In seinem Garten liebt don Perlimplin Belisa, по Ф. Гарсиа Лорке, Шветцинген, 1962); балеты - Белая роза (Die weiβe Rose, по сказке «День рождения инфанты» О. Уайльда, Берлин, 1951), пантомима Эфесская вдова (Die Witwe von Ephesus, по Петронию, Берлин, 1952), Белый балет (Ballet blanc, Вупперталь, 1954), Движения (Mouvements, Эссен, 1960), Triplum (Мюнхен, 1969), Кармен (коллажи из Ж. Бизе, совм С. В. Штайнбреннером, Штутгарт, 1971); для солистов, хора и орк. - кантаты Четыре антифона Марии (Die vier Marianischen Antiphonen, 1929), Фрагмент Мария (Fragment Maria, 1930), Границы человечества (Grenzen der Menschheit, по И. В. Гёте 1930), Свадьба Катулла (Nuptiae Catulli, 1937), К потомкам (An die Nachgeborenen, сл. Б. Брехта, 1947), Середина жизни (Mitte des Lebens, 1951), Сотворение (The Creation, 1954), Песнь о начале (Сhant de Naissance, 1958), ораториальная сцена для солистов Жертвоприношение Исаака (1952); духовные произв., в т.ч. Немецкая песенная месса (Eine deutsche Liedmesse, для хора a cappella, 1934); для орк. - симфония (1947), Свелинк-сюита (обр. органных пьес Свелинка, 1930), Швабские нар. танцы (1936), каприччо и финал (1939), Серьёзная музыка (1940), Музыка для струнных (1944), увертюра на темы Пуччини (1954), Заметки (Marginalien, по рассказу «Хозяин и его собака» Т. Манна, 1969); концерты для инструментов с орк. - для органа и струн. орк. (1932, вариант для клавесина с орк., 1935), концертино для скрипки и малого орк. (1934), для фп. (1942), фантазия на тему Bach (для 2 фп., 9 солирующих инструментов и орк., 1950), для влч. (1951); камерно-инстр. ансамбли - струн. трио (1951), 3 струн. квартета (1929, 1938, 1948) и др. |