ФОСС (Foss) Лукас (наст. фам. - Фукс, Fuchs) (p. 15 VIII 1922, Берлин) - американский композитор, пианист и дирижёр. По национальности немец. В детстве занимался под рук. Ю. Гольдштейна (фп., муз.-теоретич. предметы) в Берлине. В 1933 с семьёй эмигрировал из Германии. В 1933-37 учился в Парижской консерватории у Н. Галлона (композиция), Л. Леви (фп.), М. Муаза (флейта). С 1937 живёт в США. В 1940 окончил Муз. институт Кёртис в Филадельфии, где был учеником И. А. Венгеровой (фп.), Р. Скалеро и Р. Томпсона (композиция), Ф. Рейнера (дирижирование); затем совершенствовался по дирижированию у С. А. Кусевицкого в Беркширском муз. центре и по композиции у П. Хиндемита в Йельском университете (1940-41). Был пианистом Бостонского симф. оркестра (1944-50). Самостоятельно изучал муз. искусство в Риме (1950-52). В 1953-62 профессор композиции (преемник А. Шёнберга) и дирижёр оркестра (с 1957) в университете Юж. Калифорнии в Лос-Анджелесе (реформировал программу муз. образования в этом университете). Одноврем. руководил камерным оркестром Лос-Анджелеса и преподавал композицию в Беркширском муз. центре. Дирижировал филармонич. оркестром г. Буффало (1963-70), оркестром Бруклинской филармонии (нач. 70-х гг.), студенческим оркестром Гарвардского университета (1970-71). С 1972 дирижёр и пианист Иерусалимского симф. оркестра. В свои конц. программы включает гл. обр. совр. амер. музыку (в 1973 получил пр. Дитсона, присуждаемую исполнителям- пропагандистам амер. музыки). Амер. нац. колоритом отмечены мн. произв. Ф., в т.ч. опера «Прыгающая лягушка…», а также кантата «Прерии» (использован амер. муз. фольклор) и др.; вок. произв. Ф. отличаются тонкостью воплощения образов, вниманием к тексту; поэтичны его вок. соч., основанные на библейских сюжетах («Песнь песней», псалмы, «Песнь страдания»). Соч.: оперы - Прыгающая лягушка графства Калаверас (The Jumping frog of Calaveras county, по М. Твену, одноактная опера-буффа, 1950, Индианский университет, Блумингтон), Гриффелкин (телевизионная опера-сказка, 1955, Нью-Йорк), Знакомства и прощания (Introductions and goodbyes, опера-миниатюра, либр. Дш. К. Менотти; идёт 9 минут; написана для фестиваля в Сполето, 1960); балет - Дары волхвов (The gift of the magi, по О. Генри, 1945, Бостон; из его музыки - Пантомима для орк. 1946); для солистов, хора и орк. - оратория Притча смерти (A Parable of Death, с чтецом, по Р. Рильке, 1952), кантаты: Драматическая кантата (Cantata dramatiса, для хора и орк., 1940), Прерии (The Prairie, на стихи К. Сандберга, 1942; орк. сюита, 1943), 2 кантаты для голоса с орк. на библейские тексты - Песнь страдания (Song of anguish, 1945) и Песнь песней (Song of songs, 1946); для орк. - симфония No 1 (1944), симфония in G (1945), Симфония хоралов (1958, осн., на музыке И. С. Баха), Ода (1944, 2-я ред. 1958), Ода для тех, кто не вернулся (Ode to those who will not return, 1945), Вариации Барокко (Baroque variations, 1967), пьеса форион (1967); для инструмента с opк. - концерты: 2 для фп. (1943, 1951), для влч. (1966), гобоя (1948), Элегия для кларнета (1940), концерт для музыкантов, импровизирующих на разных инструментах, и орк. (1960); камерно-инстр. ансамбли - 3 этюда для скр. и фп. (1944), 4 прелюдии для флейты, кларнета и фагота (1940), струн. квартет (1947), Пещера ветров (Cave of the winds, 1972) для квинтета деревянных духовых и электронного муз. инструмента мультифона; для фп. - сонатина (1939), инвенции и др. пьесы; для голосов и орк. - псалмы (также с 2 фп., 1956), цикл Время (Time cycle, 1960; пр. Кружка нью-йоркских муз. критиков); 3 мелодии: для доброго гения Фрэнка О'Хары (Three airs for Frank O'Hara's Angel, для солистки и камерного хора, 1972); произв. для хора и органа; песни; Люди в пьесе (Men at play, для 4-6 актёров и магнитофонной ленты, 1970); музыка к спектаклям драм. театра. |