ФРАНК (Franck) Сезар Огюст (10 XII 1822, Льеж - 8 XI 1890, Париж) - французский композитор, органист, педагог. По происхождению бельгиец. Учился в Льежскои консерватории, брал уроки композиции в Париже у А. Рейхи (с 1835), позднее занимался в Парижской консерватории под рук. П. Ж. Циммермана (фп.), Ф. Бенуа (орган), Э. Леборна (композиция). С 13 лет успешно выступал как пианист в городах Бельгии и в Париже. В 1842 познакомился с Ф. Листом, который оказал ему поддержку, способствовал изданию его произв. С 1843 P. постоянно жил в Париже. С 1851 органист церкви Сен-Жан-Сен-Франсуа, с 1858 до конца жизни - церкви Сент-Клотильд. С 1872 профессор Парижской консерватории по классу органа (преемник Ф. Бенуа), который под его руководством превратился в школу композиции; из нее вышли мастера симф. и камерной музыки, в т.ч. В. д'Энди (позднее директор «Схола канторум», продолжатель композиторских и педагогич. традиции Ф.), Ш. Борд, П. О. Бревиль, Э. Шоссон, А. Дюпарк, Г. Ропарц, дирижёр Г. Пьерне (преемник Ф. в церкви Сент-Клотильд), П. Видаль; в нач. 80-х гг. класс органа Ф. посещал К. Дебюсси. Ф. играл заметную роль в Нац. муз. обществе, которое возглавлял с 1886 (рекомендовал исполнение соч. русский композиторов). Славился как органист; Лист, высоко ценивший искусство Ф., уподоблял его импровизации баховским. Муз. соч. Ф. редко исполнялись до 80-х гг., когда состоялись концерты из его произв. в Брюсселе, Антверпене и др. В своем творчестве Ф. соединял романтич. образность со стремлением к классич. ясности стиля; в то же время для музыки Ф. характерны антитезы восторженности и строгости, свободы высказывания и четкой структурной организации (монотематизм), органной вязкости полифонизированного орк. письма и речитативов; ей свойственны полнозвучие сложной аккордики и свежесть быстрых модуляций. В муз. языке Ф. многое определяется ocoбенностями орг. изложения - четкость линии басового голоса, тесное расположение деревянных дух. инструментов, регистровый контраст орк. групп (напр., начало симфонии d-moll), плотность полифонич. фактуры, широкое использование имитационных форм. Синтезировав влияния И. С. Баха и Л. Бетховена, поздних романтиков (Р. Вагнер, Ф. Лист) и франц. (отчасти фламандской) нар. мелодики, Ф. выработал свой индивидуальный стиль. Наиболее известные симф. (симфония d-moll), камерно-инстр. (соната для скрипки и фп., струн. квартет D-dur), органные (3 хорала) и фп. (Прелюдия, хорал и фуга) произв. Ф. относятся к позднему периоду творчества (к 80-м гг.; в этот период он писал также оперы, хор. соч., романсы). Им свойственны более непосредственная лирика, наполненная чувством любви к природе. Сочинения этого времени разнообразны по жанрам и формам (типы произв. фактически не повторяются), усложняется муз. язык, в т.ч. полифонич. средства, бульшую роль играют хроматизмы и пр. В историю музыки Ф. вошел как представитель т.н. движения обновления (см. Французская музыка). Гл. место в наследии Ф. занимают инстр. соч.; им присущи обобщённость, интеллектуализм. Один из крупнейших франц. композиторов-мыслителей, вобравший в себя нац. традиции франц. и бельг. музыки, Ф. сочетал в своем искусстве филос. углублённость со свойственными лат. культуре ясностью, соотнесённостью чувства и разума; его отличали такие нац. франц. качества, как тонкость вкуса, блеск выражения. Творчество Ф. оказало влияние не только на совр. ему композиторов, но и на музыкантов более молодого поколения, среди них П. Дюка, К. Дебюсси («Дева-избранница», «Мученичество св. Себастьяна»), А. Онеггер (симфонии, «Царь Давид») и др. Наряду с И. Брамсом и М. Регером, а также С. И. Танеевым (он был знаком с Ф. и высоко ценил его соч.), отчасти подготовил своим творчеством возникновение неоклассицизма в музыке 20 в.; в то же время гармонич. язык Ф. предвосхитил некоторые приемы импрессионизма. Среди орк. соч. Ф. выделяется симфония d-moll - одно из лучших его произведений. Симф. поэмы (исполняются реже) различаются по исполнит. средствам, композиции («Психея» - многочастное соч. для солистов, хора и оркестра), степени сложности (непрограммные «Симфонические вариации» - разновидность двойных вариаций с чертами слитного цикла), жанровым признакам («Джинны» для фп. с оркестром - произв., близкое к концерту). Программы его соч., основанные на античных, библейских сюжетах, а также образах нар. легенд, имеют философско-этич. аспект (напр., в «Пруклятом охотнике» проводится идея возмездия за злодеяние). Среди соч. Ф. наиболее выраженный классич. характер имеют симфония и камерно-инстр. ансамбли; в них применен лейттематизм (позднее тот же приём развивал С. И. Танеев), а также симф. или конц. принципы (в этом отношении камерно-инстр. соч. Ф. подобны камерно-инструментальным ансамблям И. Брамса и П. И. Чайковского). Ф. внёс новое и в фп. музыку: в его фп. циклах, которым не было равных по масштабу во франц. фп. литературе, кроме влияния клавирной музыки И. С. Баха и фп. соч. Бетховена, ощущается также воздействие фп. циклов Р. Шумана; фп. пьесы отмечены типичной для позднего Ф. конструктивной сложностью (в Прелюдии, хорале и фуге - совмещение фуги и сонаты, соединение хорала и темы фуги в коде). Из органных соч. Ф. особенно известны 3 хорала (1890), входящие в репертуар всех органистов Эти виртуозные пьесы - вершина орг. творчества P.; здесь Ф. достигает подлинно симф. размаха (хорал h-moll - редкий в музыке 19 в. пример вариаций на basso ostinato). Можно предполагать, что в них (особенно в лучшем из хоралов - а-moll'ном) сохранились отзвуки импровизаций их автора. Меньшее место в творчестве Ф. занимают романсы; однако они сыграли свою роль в развитии этого жанра во Франции, где продолжателями традиций Ф. стали А. Дюпарк и Э. Шоссон. Ранние соч. Ф. для голоса с фп. обнаруживают родство с песнями Ф. Шуберта, Э. Грига, поздние - с вок. лирикой Листа. Оперы, а также оратории Ф. (сам он особенно ценил «Заповеди блаженства»; К. Дебюсси считал эту музыку прекрасной) нередко исполняются во Франции, но за её пределами остаются наименее известной частью наследия композитора. Брат Ф. - Жозеф P. (31 X 1825, Лейпциг - 20 XI 1891, Исси, близ Парижа) - скрипач, педагог, автор муз. сочинений и инструктивных работ, в т.ч. методич. руководств по гармонии. Соч.: оперы - Страделла (не пост., издан клавир), Батрак с фермы (Le Valet de ferme, комич., 1853, не пост.), Гульда (по Б. Бьёрнсону, 1894, Монте-Карло), Гизелла (лирич. драма, 1890, закончена В. д'Энди, Э. Шоссоном, 1896, Монте-Карло), для солистов, хора и орк. (гл. обр. на библейские и евангельские сюжеты) - оратории Руфь (библейская эклога, 1845, 2-я ред. 1860), Вавилонская башня (La Tour de Babel, 1865), Заповеди блаженства (Les Beatitudes d'apres l'Evangile, 1869-79), поэма-симфония Искупление (Redemption, с чтецом, 1-я ред. 1871, 2-я ред. 1874), кантаты Париж (1870), Родина (Patria, 1871), Процессия (Procession, 1888), Песнопения (Cantiques», 1888) и др., 3 оффертория (для солистов, хора и органа, 1871), Ревекка (библейская сцена, 1881), 150-й псалом (1888), для орк. - 2 симфонии (юношеская, 1841, G-dur, не изд. 1888, d-moll), симф. поэмы: Что слышно на горе (Ce qu'on entend sur la montagne, 1846, не завершена), Эолиды (Les Йolides, по Л. де Лилю, 1876), Пруклятый охотник (Le Chasseur maudit, по Г. А. Бюргеру, 1882); для фп. с орк. - концерт (ок 1835), симф. поэма Джинны (Les Djinns, по В. Гюго, 1884), симф. вариации (1885), Блестящие вариации на любимое рондо Густава III (1835), камерно-инстр ансамбли - для скр. и фп. соната (посв. Э. Изаи, 1886), Andante quietoso (1843), конц. дуэт на темы «Гюлистана» H. Далейрака (1844), трио (Большое 1834; 3 трио, 1841; 1842), струн. квартет (1889), фп. квинтет (1879), для фп. - 2 сонаты (1835; 2-я Большая - Grande sonate, 1841), фантазии, в т.ч. 2 большие (1841), на темы «Гюлистана» Далейрака (1844), на 2 польские мелодии и др., Прелюдия, хорал и фуга (1884), Прелюдия, ария и финал (1887), танцы, 2 мелодии (1841) и др. миниатюры; дуэты для фп. в 4 руки (1842, 1864); для органа - 3 концерта с орк., циклы 6 пьес (1860-62) [1-я фантазия, Большая симф. пьеса, прелюдия, фуга и вариация, пастораль, Молитва (Priere), финал], то же для фисгармонии (1863, изданы в сб. «Посмертные пьесы»-»Pieces posthumes», 1900), 3 пьесы для большого органа (1878, 2-я фантазия, Cantabile, Героическая пьеса - Piece heroique), 3 хорала (1890) и др.; песня Психея (1888) и др. соч. для хора с орк., для хора (или вок. ансамбля) с органом - Торжественная месса (Messe sollennelle, для вок. трио, арфы, влч., контрабаса и органа, 1858), О salutaris (1835), Tantum ergo (1858), Ave Maria (1863), Panis angelicus (1872),Veni creator (1872) и др.; хоры а cappella; песни (с орк. и с фп.) на сл. А. де Мюссе, А. Дюма-сына, В. Шатобриана, В. Гюго, А. Доде; транскрипции для фп. 4 песен P. Шуберта (1844). |