ФРАНКО Кёльнский (Franco de Colonia) (ок. 1250-80) - немецкий музыкальный теоретик, оказавший значит. влияние на развитие европ. муз. нотации. Имеющиеся о нём сведения противоречивы. Важнейшие источники кон. 13-нач. 14 вв.: трактаты Анонима IV (Coussemaker, Scriptorum…, t. I) и Якоба Льежского (Coussemaker, Scriptorum…, t. II). Аноним IV указывает на двух Ф. - «Парижского» и «Кёльнского». Якоб Льежский называет одного Ф. - «Ф.-тевтонца», т. е. Ф. «Кёльнского» (это свидетельство представляется особенно важным, т.к. Якоб Льежский в кон. 13 в. был знаком с музыкантами ars antiqua в Париже и высоко ценил П. де ла Круа, современника и последователя Ф.). Третий документ - рукопись 14 в., собрание теоретич. трактатов, в числе которых «Ars cantus mensurabilis» P. Кёльнского (хранится в муниципальной библиотеке Сен-Дье; департамент Вогезы, Франция). Рукопись 15 в., находящаяся в библиотеке Милана, указывает на эпохальное значение Ф. «Парижского» для искусства 13 в. (Gerbert, Scriptores…, t. III); эпитет «Парижский» может относиться к Ф. «Кёльнскому», т.к. нек-рое время его деятельность проходила в Париже. Ныне принято считать, что существовал только один Ф. - «Кёльнский» (по Г. Бесселеру). Согласно источникам, Ф. происходил из знатной семьи, получил рыцарское воспитание, принадлежал к высшей ступени папских прелатов. Современник школы Notre-Dame, Адама де ла Аль, он был, вероятно, лично знаком с Альбертом фон Больштедтом и Фомой Аквинским. Главное соч. Ф. - трактат «Искусство размеренного пения» («Ars cantus mensurabilis»), написанный ок. 1280, понимался автором как руководство по композиции. Систематизируя сведения о мензуральной нотации, Ф. опирается на совр. ему практику многогол. письма (в ронделях, мотетах, кондуктах и др.). В своей работе он даёт определение «размеренной» (mensurabilis), т. е. ритмизованной, музыки, уточняет осн. понятия мензуральной нотации - мензуры («меры») и темпуса (букв. - времени; наименование метрич. единицы). Ритм (система модусов) у Ф. трактуется как формообразующее начало. Количество модусов ограничивается пятью; все они объединяются трёхмерной единицей - т.н. перфекцией (perfectio, букв. - совершенство). Принцип перфекции существовал и прежде. Ф. впервые установил на его основе точную соразмерность лонги, бревиса и семибревиса. Существенен вклад Ф. в учение о гармонии. Он даёт дифференцированную классификацию консонансов и диссонансов, разделяя при этом консонансы на совершенные (унисон и октава), несовершенные (м. и б. терции) и средние (квинта и кварта); диссонансы - на совершенные и несовершенные. К совершенным диссонансам Ф. относит полутон, тритон, б. 7, м. 6, к несовершенным целый тон, б. 6, м. 7. В трактате говорится о функциональных различиях консонансов и диссонансов: консонанс желателен в начале сочинения, а несовершенный диссонанс уместен непосредственно перед консонансом и т.д. Говоря о дисканте и органуме, Ф. указывает на преимущество противоположного и косвенного движения голосов, допуская параллелизмы лишь в качестве исключений. Таким образом, значение гл. соч. Ф. заключается в обобщении теоретич. и практич. опыта эпохи ars antiqua и приведении его в чёткую систему, осн. положения которой были актуальны до кон. 16 в. Ф. приписывается также трактат «Compendium discantus» (Coussemaker, Scriptorum…, t. I, p. 154), однако расхождения в концепциях обоих трактатов делают его авторство сомнительным. Издания трактата: Ars cantus mensurabilis, в кн.: Gerbert M., Scriptores ecclesiastici de musica sacra potissimum, t. 3, Sankt Blasien, 1784; то же, в кн.: Соussemaker E. de, Scriptorum de musica medii aevi, t. 1, P., 1864, Strunk О., Source readings in music history, v. 1?5, N. Y., 1950; то же, v. 1-5, N. Y., 1965-66. |