ФРАНСЕ (Francaix) Жан Рене (р. 23 V 1912, Ле-Ман) - французский композитор и пианист. Сочинять музыку начал в 5-летнем возрасте. Муз. образование получил в консерватории г. Ле-Ман, затем в Парижской консерватории, где занимался по классу фп. у И. Филиппа, по классу композиции у Н. Буланже. С 1920 концертирует. Успешно выступает как композитор и исполнитель на междунар. фестивалях (Вена, 1932; Баден-Баден и Брюссель, 1936, Флоренция, 1937; Палермо, 1949; Франкфурт-на-Майне, 1951). В своем творчестве Ф. развивает традиции франц. нац. композиторской школы. Его произв. свойственны изящество, жизнерадостность, пластичная ритмика, изобретательная инструментовка. Наряду с изящными сценическими произв., часто в гротескно-марионеточном духе («Хромой бес»), композитор создает и монументальные партитуры драм. содержания (напр., написанная в начале 2-й мировой войны 1939-45 оратория «Апокалипсис по св. Иоанну» для 4 солистов, хора, 2 оркестров и органа). Автор многочисл. произв. для фп., в т.ч. эффектного и остроумного цикла - «Пять портретов девушек». Соч.: оперы - Хромой бес [Le diable boiteux, камерная комич. опера по A. R. Лесажу (муз. диалог для муж. голосов); 1938, оркестр под упр. H. Буланже, Париж]; Рука славы (La main de gloire, 1950, Бордо), Принцесса Клевская (La princesse de Cleves; 1965, Руан); муз. комедия - Апостроф (L'apostrophe; по О. де Бальзаку, 1940, 1-е исп. по Франц. радио, 1947; пост. 1951, Амстердам); балеты - Школа танцев (Scuola de ballo; по заказу С. P. Дягилева, 1933, Монте-Карло), Голый король (Le roi nu; по Г. Х. Андерсену, на либр. С. Лифаря, 1936, «Гранд-Опера», Париж), Сентиментальная игра (Le jeu sentimentale; 1936, Брюссель), Суждения дурака (Le jugement du fou; 1939, Лондон), Несчастья Софи (Les malheurs de Sophie; 1948, «Опера комик», Париж), Девушки ночи (или Ночные феи; Les demoiselles de la nuit; пост. R. Пти, 1948, «Балет Парижа»), Царь Мидас (Le Roi Midas, 1957, Страсбур), Дама на луне (La Dame sur la Lune; пост. Р. Пти, 1958, Париж), Влюблённый крупье (Le Croupier amoureux, 1967); для солистов, хора и орк. - оратория Апокалипсис по св. Иоанну (1939, 1-е исп. под упр. Ш. Мюнша, 1942, Париж), Реквием, кантаты: В честь Сюлли (1942, для баритона, струн. инструментов, 4 труб и органа), Сатирическая (по Д. Ю. Ювеналу, для 4 солистов и фп. в 4 руки, 1947), Мефисто (для баритона и струн. квинтета, 1952); для орк. - 3 симфонии (1932, для струн. орк. - 1948, 1953), Серенада для камерного орк. (1934), 6 прелюдий для струн. орк. (1963); для инструмента с орк. - концерты для фп. (1936, концертино, 1932), скр (1970; концертино 1954), флейты (1966), валторны (1967), кларнета (1968), арфы (1969), для квартета деревянных духовых (1935), сюита для скр. (1934); рапсодия и дивертисмент для скр. (с дух. орк.: 1946 и 1953), Фантазия для влч. (1934), вариации для влч. (1950); камерно-инстр. ансамбли - соната (1967) и сонатина (1937) для скр. и фп., дивертисмент для флейты и фп. (1953), 2 струн. трио (1933 1947), трио для духовых (1947), квартеты: струнный (1934), для 4 саксофонов (1935), для деревянных духовых (1933), для англ. рожка, скр., альта и влч. (1970), квинтеты: восемь багателей для струн. квартета и фп. (1931), для флейты, скр., альта, влч. и арфы (1934), для деревянных духовых (1948), дивертисмент для фагота и струн. квартета (1942), сюита для органа (1960), для фп. - многочисл. Фп. пьесы, в т.ч. скерцо (1932), Пять портретов девушек (1936), соната (1960); хоры, песни, музыка ко мн. драм. спектаклям и фильмам. |