ФРИД (Fried) Оскар (10 VIII 1871, Берлин - 5 VII 1941, Москва) - немецкий дирижёр и композитор. Учился композиции у Э. Хумпердинка. Как дирижёр выступал в Германии и др. странах Европы (в т.ч. в России, 1905) и Америки. С 1904 руководил в Берлине Об-вом любителей музыки и Певческим союзом. Был первым иностр. дирижёром, приехавшим в Сов. Россию (1921). В 1922 состоялась его встреча с В. И. Лениным, оказавшая решающее влияние на дальнейшую судьбу Ф. С 1934 жил в Москве (в 1940 принял сов. гражданство), руководил оркестром Радиокомитета. Ф. прославился как выдающийся дирижёр героич. стиля. Под его управлением были исполнены все симфонии Бетховена (в 1931-1932 провёл в Москве циклы концертов из произв. этого композитора) и впервые ряд соч. Ф. Бузони, И. Ф. Стравинского, А. Шёнберга, а также советский композиторов. Автор оркестровых, хоровых, вок.-инструментальных и др. соч. ФРИД Григорий Самуилович [р. 9 (22) IХ 1915, Петроград] - советский композитор. Чл. КПСС с 1944. В 1939 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у В. Я. Шебалина (ранее занимался у Г. И. Литинского), в 1948 - аспирантуру (рук. Шебалин). Участник Великой Отечеств. войны 1941-45. В 1936-39 преподаватель муз.-теоретич. предметов в Нац. студии при Моск. консерватории, в 1947-61 - композиции в Муз. уч-ще при Моск. консерватории. Ф. - один из создателей Моск. молодёжного муз. клуба при Всесоюзном доме композиторов (1965; бессменный пред. совета клуба). Интерес к внутр. миру человека, его духовной жизни определил тяготение композитора к камерности, психологич. углублённости высказывания, а также выбор тем (размышления о жизни, о трагическом в мире, о прекрасном, возвышенном), жанров и исполнит. составов произв. Для стиля Ф. характерны естественность и лаконизм лирич. интонации, выразительный тематизм, использование совр. средств выразительности и техники письма. Наиболее полно стилистич. черты его зрелого творчества представлены в монооперах «Дневник Анны Франк», «Письма Ван-Гога» и в вок.-симф. цикле «Федерико Гарсиа Лорка - Поэзия». Занимается также живописью. Соч.: монооперы - Дневник Анны Франк (собств. либр., для сопрано и камерного орк., 1969), Письма Ван-Гога (собств. либр., для баритона и камерного ансамбля, 1975); кантата Земля моя (1961), вок.-хор. цикл Радуга (сл. С. З. Галкина, 1963); для орк. - 3 симфонии (1939; Лирическая, 1955; для струн. орк., 1964), симф. сюиты Северное сказание (1946), Календарь природы (1947), Круглый год (1951), симф. поэма На берегах Чепцы (памяти В. Г. Короленко, 1959), симф. картины Заре навстречу (рассказы о революц. прошлом, 1960); концерт для орк. (1968); для инструмента с орк. - концерт для альта (1967), концерт для тромбона (1968), конц. фантазия для скр. (1955); для орк. рус. нар. инструнентов - симфония (1950), сюиты Белорусская (1943), Сказы (по мотивам П. П. Бажова, 1948), Русская (1951), Лес шумит (по Короленко, 1961), Незатейливые пьесы (1963), 4 орк. картины (1970); камерно-инстр. ансамбли - 3 сонаты (1946, 1964, 1968), дивертисмент для скр. и фп. (1959), соната для альта и фп. (1971), 2 сонаты для влч. и фп. (1951, 1957), 2 сонаты для кларнета и фп. (1966, 1971), соната для гобоя и фп. (1971), соната для 3 кларнетов (1974), 5 струн. квартетов (1936, 1947, 1949, 1958, 1977), 6 пьес для струн. квартета (1972); для фп. - Инвенции (1962), Венгерский альбом (14 пьес, 1966), сонатина (1971), 2 сонаты (1973, 1974); хoры a cappella - 4 хора (1952), Перед бурей (1956); для голоса с орк. - вок.-симф. цикл Прогулка по Москве (сл. О. И. Высотской, для сопрано, баса и симф. орк., 1953), вок.-инстр. цикл Федерико Гарсиа Лорка - Поэзия (для сопрано, тенора, фп., кларнета, влч. и ударных, 1973); для голоса с фп. - романсы на сл. А. С. Пушкина (1949), Сонеты У. Шекспира (1959) и др.; музыка к радиопостановкам (св. 30), в т.ч. Хозяйка Медной горы (1948), Королевство кривых зеркал (1953), Пляшущие человечки (1970); музыка к спектаклям драм. театра (ок. 25), в т.ч. Таланты и поклонники (1968, Т-р им. Маяковского), Лес (1974, Малый театр), Мамуре (1978, там же); музыка для детей, музыка к кинофильмам. В. Б. Григорович. |