ФРУНЗЕ (до 1926 - Pишпек) - столица Кирг. ССР (с 1924), крупный индустриальный и культурный центр республики. 533 тыс. жит. (1979). До Oкт. революции 1917 муз. жизни в городе практически не было. После установления Сов. власти начинается формирование и стремительный рост муз. культуры Киргизии. В городе возникает ряд самодеят. муз. кружков, в частности в 1918 - муз.-драм. кружок «Свобода» и хор. кружок. В этот период в самодеятельности участвовали гл. обр. русские и украинцы, составлявшие тогда осн. часть гор. населения, затем татары и узбеки. С нач. 20-х гг. богатые традиции древней культуры киргизов начинают оказывать влияние на муз. жизнь города. С 1924 осуществляются мероприятия по развитию проф. искусства и подготовке нац. кадров в области культуры. В 1925 осн. Педагогич. техникум, при котором существовали разл. творч. кружки, способствовавшие выдвижению талантливой молодёжи, в дальнейшем участвовавшей в становлении проф. кирг. искусства. В 1926 открылась нац. театр. студия, при ней работали небольшой хор и оркестры рус. и кирг. нар. инструментов. Большую роль в организации педагогич. и творч. деятельности студии сыграли приехавший в Киргизию в 1928 дирижёр и композитор П. Ф. Шубин и окончивший студию композитор А. Малдыбаев, в будущем один из основоположников нац. проф. муз. искусства. Значит. событием в культурной жизни республики явился приезд во Ф. в 1928 советский музыковеда-фольклориста А. В. Затаевича, который записал и опубликовал неск. сот образцов кирг. нар. муз. творчества. 30-е гг. характеризуются интенсивным ростом кирг. муз. культуры и значит. активизацией муз. жизни города. В 1930 театр. студия была преобразована в Кирг. гос. театр, труппу которого в основном составили воспитанники студии и участники художеств. самодеятельности; одновременно во Ф. открылся Муз. техникум. Для работы в театре в эти годы из разл. районов республики приглашались известные нар. певцы и музыканты, среди них: М. Куренкеев, Ш. Термечиков, К. Орозов, М. Мусулманкулов, М. Баетов, А. Огонбаев, С. Бекмуратов, Ы. Туманов. Т-р часто выступал с большими тематич. концертами и литературно-муз. композициями. Ставились драм. пьесы рус. и сов. авторов, первые кирг. спектакли с музыкой. В этот период во Ф. работали разл. хореографич. кружки, предпринимались первые попытки создания нац. хореографии. В 1936 Киргизия стала союзной республикой, что оказало большое влияние на развитие её нац. культуры. При СНК Кирг. ССР создано Управление по делам искусств. В 1936 Кирг. гос. театр был реорганизован в Муз.-драм. театр. В этот период во Ф. приглашались из др. республик опытные специалисты, в т.ч. в области муз. искусства; большую роль в развитии кирг. проф. муз. театра сыграли комп. В. А. Власов и В. Г. Фере. В 30-е гг. театр осуществил пост. первых нац. спектаклей - муз. драм «Аджал ордуна» («Не смерть, а жизнь»; музыка Малдыбаева и Ковалёва), «Алтын кыз» («Золотая девушка»; музыка Власова и Фере), комедии «Джапалак Джатпасов» (мелодии Малдыбаева в обработке Шубина). В 1939 театр пост. первую кирг. оперу «Айчурек» («Лунная красавица») Власова, Малдыбаева и Фере, в 1940 - первый кирг. балет «Анар» Власова и Фере. В 1942 театр преобразован в Киргизский театр оперы и балета. В 1936 создана кирг. филармония. По инициативе и под рук. Шубина при филармонии организованы Оркестр кирг. нар. инструментов, в концертах которого принимали участие солисты и хор театра, ансамбль комузистов во главе с А. Огонбаевым, хор (хормейстер А. Воронцов), танц. ансамбль (балетмейстер Н. С. Холфин) и ансамбль темир-комузисток под рук. А. Байбатырова. В 1936 состоялась первая Всекиргизская олимпиада нар. творчества, на ней выступили кирг., рус., тат., узб., дунганские хоры и инстр. коллективы, прозвучали нар. музыка и произв. композиторов-классиков. Олимпиада выявила целый ряд талантливых нар. музыкантов, в их числе - певица С. Киизбаева, мелодист Дж. Шералиев. В 1937 была проведена вторая, а в 1938 - третья Всекиргизские олимпиады нар. творчества, также пополнившие муз. коллективы столицы новыми нар. талантами. В 1939 в связи с успешным проведением первой Декады кирг. искусства в Москве Муз.-драм. театр был награждён орденом Ленина, филармония - орденом Трудового Красного Знамени. В этом году во Ф. открылось Муз. уч-ще (в 1945 преобразовано в муз.-хореографи-ческое), при котором была организована первая в республике детская муз. школа (с 1948 - им. П. Ф. Шубина; отделилась от уч-ща в 1954), создан Союз композиторов Киргизии (в его составе: Куренкеев, Орозов, Туманов, Огонбаев, Баетов, Шубин, Власов, Фере; возглавил CК - Малдыбаев; первый съезд - в 1948). Появились первые музыковедческие работы, вышли первые нотные издания кирг. музыки. К этому же времени относится начало активного изучения кирг. муз. фольклора, в частности В. С. Виноградовым, создавшим капитальные исследования по кирг. музыке. В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 муз. жизнь города становится ещё более интенсивной в связи с эвакуацией во Ф. большой группы видных сов. музыкантов и муз. коллективов, в числе которых - Гос. симф. оркестр СССР (дир. Н. Г. Рахлин) и Гос. рус. хор Союза ССР (рук. А. В. Свешников). Муз. коллективы и многие исполнители вели активную конц. деятельность, включая в свой репертуар и произв. композиторов среднеазиатских республик, в т.ч. киргизских. Заметный след в культурной жизни республики оставило пребывание в эти годы во Ф. композиторов Н. Я. Мясковского и Ю. А. Шапорина, а также М. Р. Раухвергера (приехал во Ф. в 1940), который впоследствии активно участвовал в развитии кирг. проф. муз. культуры; его балет «Чолпон» («Утренняя звезда», пост. 1944) вошёл в золотой фонд муз. культуры республики. Событием стала 1-я Декада сов. музыки республик Ср. Азии, прошедшая во Ф. в 1942. В послевоенные годы расширился диапазон муз. жизни города, особенно заметный сдвиг произошёл с кон. 50-х гг. Выросла сеть муз. уч. заведений: в 1958 в Кирг. женском педагогич. институте им В. В. Маяковского осн. муз. ф-т, в 1966 открылось Муз.-педагогич. уч-ще, в 1967 - Кирг. институт искусств (с 1973 - им. Б. Бейшеналиевой), в 1969 - респ. средняя спец. муз. школа-интернат. При респ. Комитете телевидения и радиовещания в 1968 создан камерный оркестр (позднее стал симфоническим), который, помимо работы на радио, ведёт конц. деятельность. В 50-70-е гг. выдвигается новое поколение деятелей кирг. муз. искусства, среди них композиторы - М. Абдраев, А. Аманбаев, С. Медетов, А. Тулеев, Т. Эрматов, композиторы и дирижёры - Н. Давлесов, К. Молдобасанов, дирижёры - А. Джумахматов, Р. Г. Миронович, певцы - С. Бекмуратова, А. Джумабаев, Б. Минжилкиев, А. Мырзабаев, М. Махмутова, X. Мухтаров, Т. Сейталиев, К. Сарт-баева, С. Токтоналиев, К. Чодронов. Большое развитие получила художеств. самодеятельность: регулярно проводятся респ. олимпиады, смотры и конкурсы нар. талантов. В городе часто гастролируют видные музыканты-исполнители и мн. муз. коллективы из др. сов. республик, а также заруб. артисты. Во Ф. работают (1980): Кирг. акад. театр оперы и балета (с 1978 - им. А. Малдыбаева), Кирг. филармония им. Токтогула (в её составе - Оркестр кирг. нар. инструментов им. К. Орозова, ансамбль танца Киргизии, фольклорная бригада, кирг. эстр. ансамбль, вок.-инстр. ансамбль «Арашан» и музыкально-лекторская группа), Кирг. институт искусств им. Б. Бейшеналиевой, Муз.-хореографич. уч-ще им. М. Куренкеева, Муз.-педагогич. уч-ще, муз. ф-т при Кирг. женском педагогич. институте им. В. В. Маяковского, средняя спец. муз. школа-интернат, 10 детских муз. школ, хор. студия при Т-ре оперы и балета, Муз. студия при филармонии, Симф. оркестр и Хор радио и телевидения, респ. дома нар. творчества и художеств. самодеятельности профсоюзов, CК Киргизии (на 1979 насчитывает 21 чл.), сектор эстетики и искусствоведения Ин-та истории и права АН Кирг. ССР, респ. издательства «Кыргызстан» и «Мектеп» с муз. редакциями. Большую пропагандистскую работу проводит нотный отдел Респ. публичной б-ки им. Н. Г. Чернышевского. |