ФУГЕТТА (итал. fughetta, букв. - маленькая фуга; франц., англ. fughetta; нем. Fughetta, Fughette) - относительно простая по художественно-образному содержанию, композиц. приёмам и фактуре фуга (1). Ф. пишутся обычно для органа или фп. (др. исполнит. составы редки: хор «Слаще мёду ласковое слово» из 1-го д. оперы «Царская невеста», орк. интермеццо из 1-й ред. оперы «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова). Как правило, Ф. не содержит сложного развития значительных муз. мыслей, её движение размеренно, характер чаще всего созерцательный (орг. хоральные обработки И. Пахельбеля), лирико-созерцательный (Ф. d-moll Баха, BWV 899), иногда скерцозный (Ф. G-dur Баха, BWV 902). Этим определяется облик тем Ф. - обычно небольших и плавных (характерно использование песенных мелодий: Три Ф. для фп. на рус. темы Римского-Корсакова, фп. Прелюдия и фуга «Летним утром на лужайке» ор. 61 Кабалевского). Во многих случаях сочинение наз. Ф. из-за его небольших размеров, однако понимание терминов «Ф.» и «маленькая фуга» как синонимов не всегда оправдано (в фуге c-moll из 2-го тома «Хорошо темперированного клавира» Баха 28 тактов; в клавирной Ф. No 3 D-dur Генделя 100 тактов). Чёткую границу между Ф., фугой и маленькой фугой провести нельзя (фп. Ф. No 4 ор. 126 Шумана фактически фуга; фп. фуги ор. 43 Мясковского похожи на Ф.). Строятся Ф. в принципе так же, как «большие» фуги (см., напр., двойную Ф. No4 C-dur для клавира Генделя, орг. Ф. на хорал Пахельбеля), но они всегда менее масштабны. Наиболее полно и стабильно построение экспозиции; развивающий раздел формы обычно невелик - не более одной группы вступлений (во многих случаях композиторы считают достаточной секвентную или имитац. интермедию: орг. хоральная Ф. «Allein Gott in der Höh' sei Ehr» Баха, BWV 677); завершающая часть формы нередко ограничивается единств. проведением темы (фп. Ф. h-moll op. 9 No 3 Чюрлёниса). Хотя применение сложных контрапунктич. форм не исключается (бесконечный канон в Ф. No 4 C-dur Генделя, такты 10-15, обращение темы в Ф. из «Полифонич. тетради» для фп. Щедрина, стретта в увеличении в фп. Ф. d-moll Аренского), всё же простые виды имитации для Ф. являются нормой. Ф. встречается как самостоят. произв. (Ф. c-moll Баха, BWV 961), как вариации (No 10 и 16 в «Гольдберговских вариациях» Баха, No 24, в «Вариациях на тему вальса Диабелли» Бетховена, Ф. на тему BACH Римского-Корсакова в «Парафразах»), как часть цикла («Мини-сюита» для органа ор. 20 Леденёва). Существует мнение, что Ф. может быть разделом более крупного целого (Праут, гл. X), однако в подобных случаях Ф. практически не отличается от фугато. Ф. часто предшествует вступит. пьеса - прелюдия или фантазия (Фантазии и Ф. B-dur, D-dur Баха, BWV 907, 908); нередко Ф. объединяются в сборники или циклы (Прелюдии и фугетты Бaxa, BWV 899-902, Шесть фуг Генделя для органа или клавесина ор. 3, Четыре фп. Ф. ор. 126 Шумана). В 17 - 1-й пол. 18 вв. орг. Ф. как форма обработки хоральной мелодии (обычно только для мануалов) использовалась часто и многообразно (И. Пахельбель, И. К. Ф. Фишер, И. К. Бах, И. Г. Вальтер). Совершенные образцы принадлежат И. С. Баху (некоторые орг. Ф. из 3-й части «Клавирных упражнений» представляют собой более простые мануальные варианты больших хоральных обработок.: напр., «Dies sind die heilgen zehn Gebot», BWV 678 и 679); маленькие прелюдии и фуги для органа (BWV 553-560) и Ф. для клавира Бах предназначал для педагогич. целей. Композиторы 2-й пол. 18-19 вв. (В. Ф. Бах, Л. Бетховен, А. Рейха, Р. Шуман, Н. А. Римский-Корсаков) обращались к Ф. значительно реже; в 20 в. она получила широкое распространение в инструктивно-педагогич. репертуаре (С. М. Майкапар, А. Ф. Гедике и др.). |