ФУКС (Fuchs) Иоганн Леопольд (Иван Иванович, Леопольд Иванович) [2 XI 1785, Дессау - 3 (15) IV 1853, Петербург] - русский музыкальный теоретик, педагог, композитор. По национальности немец. В кон. 18 в. или нач. 19 в. приехал в Россию, бульшую часть жизни провёл в Петербурге. Был известен гл. обр. как педагог (преподавал гармонию и контрапункт). Среди его учеников - М. И. Глинка (в 1822-23 взял неск. уроков у Ф.), М. Д. Резвой, Ю. К. Арнольд. По некоторым сведениям, в 30-е гг. Ф. преподавал игру на фп. в моск. Воспитательном доме. Образованный музыкант, он пользовался уважением и авторитетом в кругах рус. муз. интеллигенции. Научно-педагогич. работы Ф. способствовали становлению рус. проф. муз. образования. Наиболее значит. труд - «Практическое руководство к сочинению музыки…» (1830), в котором систематически изложены основы «теории аккордов». Это один из первых опубликованных в России учебников гармонии, получивший широкое распространение в рус. муз. практике. Ф. написал «Руководство к обучению первоначальным основаниям на фортепиано…» (издано параллельно на рус., нем. и франц. яз., 1834). Среди его муз. сочинений (не изданы) - оратории «Бог» (на текст оды Г. Р. Державина) и «Пётр Великий» (обе исполнялись в концертах Петерб. филармонич. общества, 1831 и 1842), струн. квартеты, квинтеты, романсы. Соч.: Praktische Anleitung zur Кomposition, sowohl zum Selbstunterricht, wie auch als Handbuch für Lehrer, nebst einer besonderen Anweisung für Кomponisten des Russischen Кirchengesanges, verbunden mit zwei Notenheften, von denen das erste Beispiele und Aufgaben, und das zweite die Lösung aller Aufgaben enthält, St. Petersburg, 1830 (рус. пер. - Практическое рукововодство к сочинению музыки, в пользу самоучащихся и в облегчение учителей, с приложением особых правил для сочинителей русского церковного пения и двух нотных тетрадей, из коих первая заключает в себе примеры и задачи, а вторая - решение задач, пер. М. Д. Резвого, СПБ, 1830), под назв.: Новая метода, содержащая главные правила музыкальной композиции и руководство к практическому применению их…, пер. с нем. Г. К. Арнольда [текст параллельно на рус. и нем. яз.], СПБ, [б. г.]; Руководство к обучению первоначальным основаниям на фортепиано с присовокуплением пьес для упражнения и особых примеров, объясняющих главные правила аппликатуры… (текст параллельно на рус., нем. и франц. яз.), СПБ, 1834, под назв.: Метода обучения на фортепиано и преподавания основных правил музыки. Руководство, составленное для молодых учителей и учительниц (текст параллельно на рус., франц. и нем. яз.), М., 1844; Harmonielehre für Damen, enthaltend alle Vorkenntnisse, die eine gute Clavierspielerin oder Sängerin als Erleuchterungsmittel zum Entziffern, Präludieren und zum richtigen Vortrage bedarf (текст параллельно на нем. и франц. яз.), Lpz., 1843. ФУКС (Fux, Fuchs) Иоганн Йозеф (1660, Хиртенфельд, близ г. Санкт-Марейн, Штирия - 13 II 1741, Вена) - австрийский композитор, муз. теоретик, дирижёр и органист. Происходил из крестьян. Вероятно, учился в Италии. В 1696-1702 церк. органист в Вене, в 1705-15 2-й капельмейстер собора св. Стефана, с 1713 придв. вице-капельмейстер, с 1715 первый придв капельмейстер. Автор множества произв. (издано ок. 500) - св. 70 месс, нескольких реквиемов, 57 вечерен и псалмов, 11 ораторий, 18 опер (в т.ч. «Элиза», 1701), инстр. соч. (симфония, 7 сюит для оркестра, 38 трио-сонат для 2 скрипок и basso continuo, фп. пьесы) и др. Творчество композитора многосторонне. Церк. музыка Ф. примыкает к старой контрапунктич. традиции. В оперном творчестве выступил как один из крупнейших представителей австр. барокко, соединяя венскую традицию с достижениями неаполитанской оперной школы. Его инстр. сочинения обнаруживают влияние А. Корелли. Среди учеников Ф. - Г. Муффат, Й. Д. Зеленка, Ф. Тума, Г. К. Вагензейль и И. Хольцбауэр. Написал капитальный теоретич. труд «Ступени на Парнас» («Gradus ad Parnassum, sive manudictio ad compositionem musicae regularem, methode nova»), который издан в Вене на лат. яз. (1725; нем. пер. Л. Мицлера, 1742). По книге Ф. обучались Л. Моцарт, В. А. Моцарт, Й. и М. Гайдны, Ф. Шуберт, Л. Керубини. На её основе создали руководства по контрапункту Г. Беллерман, Л. Буслер, X. Рот, К. Еппесен. Об-во Ф. в Граце (осн. в 1955) издаёт с 1959 полное собр. соч. Ф. |