ФУРТВЕНГЛЕР (Furtwängler) Вильгельм Густав Генрих Эрнст Мартин (25 I 1886, Берлин - 30 XI 1954, Эберштейнбург, округ Раштатт) - нем. (ФРГ) дирижёр, композитор и муз. писатель. Муз. образование получил в Мюнхене, брал частные уроки у И. Рейнбергера и М. Шиллингса (муз.-теоретич. предметы и композиция). Значит. влияние на формирование Ф. как дирижёра оказала его работа коррепетитором под рук. Ф. Мотля в Мюнхенской опере (1908-09). Дирижёрскую деятельность начал в Цюрихе (руководил хором в оперном театре), затем выступал в Страсбуре, Любеке (1911-15, рук. оркестра Об-ва друзей музыки). В 1915-20 директор Оперного театра в Мангейме, в 1920-22 руководил симф. концертами Берлинской гос. оперы (после Р. Штрауса), одновременно в 1919-24 дирижёр венского «Тонкюнстлероркестра». В 1922-45, став преемником А. Никита, Ф. возглавлял оркестр Берлинской филармонии; после 2-летнего перерыва с 1947 он снова стал во главе оркестра (в 1952 был избран его дирижёром пожизненно). С нач. 20-х гг. дирижировал также оркестром «Гевандхауз» в Лейпциге (до 1928) и Венским филармоническим оркестром (в 1928-30 и 1938-45). В этот период Ф. получил мировую известность, гастролировал в странах Европы и Америки. С 1933 директор Берлинской государственной оперы. В 1934 стал вице-президентом Имперской культурной палаты. В конце 1934 из-за разногласий с нацистским руководством Ф. подал в отставку и на неск. месяцев ушёл со всех постов. Вернувшись в гос. оперу и филармонию, продолжал вести интенсивную конц. деятельность, выступая как симф. и оперный дирижёр во мн. странах мира. В 1931 совм. с А. Тосканини Ф. руководил Байрейтским фестивалем, после 2-й мировой войны 1939-45 неоднократно участвовал в фестивалях в Зальцбурге, Люцерне, Безансоне, Эдинбурге. Вдохновенный художник, человек большого интеллекта, Ф. обладал чрезвычайно яркой исполнит. индивидуальностью. Его интерпретации отличались гуманистич. направленностью, глубиной и масштабностью замысла, исключит. силой воздействия. Дирижёрская техника Ф. отмечена стремлением преодолеть жёсткую схематичность тактирования, максимально выявив непрерывность мелодич. начала. Основу репертуара Ф. составляли симф. произв. Л. Бетховена, И. Брамса, А. Брукнера, Р. Шумана, оперы Р. Вагнера и В. А. Моцарта, из совр. композиторов - соч. П. Хиндемита, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева (в 1932 в Берлине под рук. Ф. был впервые исполнен его 5-й концерт для фп. с оркестром; сольную партию исполнял автор). Ф. принадлежат муз. произв., в т. ч. 3 симфонии, концерт для фп. с оркестром, 2 сонаты для скрипки с фп. и др. В своих лит. работах выступал поборником передового гуманистич. искусства. Лит. соч. и письма: Der Fall Hindemith, «Deutsche Allgemeine Zeitung», 1934, 25 Nov.; J. Brahms und A. Bruckner, Lpz., 1942, 1952; Gespräche ьber Musik, Z., 1948, 1963; Ton und wort, Wiesbaden, 1954, 1958; Der Musiker und sein Publikum, Z.-Freiburg, 1955, Vermächtnis, Wiesbaden, 1956 (рус. пер. фрагментов 4 последних работ - Вильгельм Фуртвенглер. Из литературного наследия, в сб. Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 2, M., 1966); О музыкальном модернизме, «СМ», 1958, No 10; Briefe, hrsg. von F. Thiess, Wiesbaden, 1964. |