ГААГА ('s-Gravenhage, Den Haag) - один из крупнейших культурных центров Нидерландов. 536,7 тыс. жит. (1971). До 17 в. в муз. жизни Г. большое место занимала игра на органе во время церк. служб, в которых иногда участвовали певцы-солисты и гор. музыканты - т.н. стадпейперы (ведавшие и обучением музыке), а также игра на карийоне. Муз. жизнь оживляется в 17 в. Во 2-й пол. столетия устраиваются спектакли франц. оперной труппы, даются публичные концерты, одни из первых в Европе. Организатором их был гамбист К. Хакуарт, написавший первую голл. оперу «Торжествующая любовь» (пост. в Г. в 1673). Помимо довольно распространённого домашнего музицирования, в городе существовали т.н. муз. коллегии. В 18 в. они перерастают в конц. общества. Публичные концерты становятся общедоступными и платными. Создаются капелла под упр. немецкий дирижёра А. Гронемана (с 1732 выступает в «Воксхолле») и капелла штатгальтера под упр. нем. дирижёра К. Э. Графа, выступает орк. под управлением французский дирижёра Ж. М. Леклера (с 1762), устраиваются сольные концерты юного В. А. Моцарта (1765), голл. скрипача П. Хеллендала и др. виртуозов. Кроме французского театра оперы и балета (1682-1919), в Г. гастролируют также итал. (1760-61), нем. (1774), флам., голл., евр. и др. оперные труппы. Во 2-й пол. 18 в. Г. превращается в крупный центр нотопечатания (муз. издатели Б. Хуммел, Р. ван Лак, Л. Стехвей, И. Спангенберг и др.). В 1815 было осн. муз. общество «Хармоника», преобразованное в 1821 в общество «Дилигенция», концерты которого занимали центр. место в муз. жизни города. Дирижировали ими нем. дирижёры С. Ганц (1819-21), И. Любек (1826-60), затем голландцы - композиторы Й. Ферхюлст (до 1886), Р. Хол (до 1898), дирижёр В. Менгельберг (до 1906). Концерты общества «Будущее» (осн. в 1855 на пожертвование Е. Линд) вёл нем. дирижёр В. Николаи. Значит. событиями муз. жизни Г. были двухдневные фестивали (1834, 1842 и 1888), организованные «Обществом поощрения музыки» (осн. в Амстердаме). В 1826 открылась первая голл. корол. музыкальная школа (с 1908 консерватория). В 1875 учреждено Нидерландское объединение композиторов. В кон. 19 - нач. 20 вв. в Г. часто выступали зарубежные артисты (1874-1918 на сцене «Здания искусств и наук»), нац. репертуар представляли муз. труппы из Амстердама и Роттердама. Собств. оперные труппы в Г. существовали недолго; успешнее других работала «Ко-опера-си», пост. в 1920-х гг. мистерию «Беатриса» В. Ландре, «Кольцо Нибелунга» Р. Вагнера. После 2-й мировой войны в Г. постоянно выступает Нидерландский балет; гастролирует Нидерландская опера из Амстердама, устраиваются спектакли Голландского фестиваля. С 1899 ведущий муз. коллектив Г.- орк. «Резиденси» (до 1918 выступал под упр. его основателя и директора консерватории X. Виотта, затем П. ван Анроя, Ф. Схюрмана и В. ван Оттерло). С 1905 оркестр даёт концерты в «Здании искусств и наук». С ним выступали дирижёры: А. Тосканини, Г. Вуд, А. Боулт, П. Монтё, Г. Абендрот, К. Шурихт, Дж. Селл, Э. Ансерме, Л. Бернстайн. Популярностью пользуются концерты корол. воен. капеллы (осн. в 1829) на открытом воздухе. Произв. камерной музыки исполняют: хор и оркестр Общинного музея, объединение «Камерная музыка» (осн. в 1912), струн. квартеты - «Музыка» (1901-14), Гаагский (1918-30) и Рентгена (осн. в 1940); совр. авторов: «Гаагский художественный клуб» (осн. в 1945) и общество «Новая музыка»; хор. музыку: смешанные хоры «Эксельсиор» (осн. в 1881), «Голос народа» (осн. в 1907) и др., муж. хоры «Цецилия» (осн. в 1830), «Гаагские певцы» (осн. в 1917) и др. Крупнейшие конц. залы Г.- «Хаутрюстхаллен», «Дилигенция», «Пульхри Студио», залы Общинного музея, «Здание искусств и наук». |