ГАЛЕВИ, правильнее Алеви (Halevy), Жак Франсуа Фроманталь Эли (наст. имя и фам. - Элиас Леви, Levy) (27 V 1799, Париж - 17 III 1862, Ницца) - французский композитор. Чл. Института Франции (с 1836), постоянный секретарь Академии изящных искусств (с 1854). В 1819 окончил Парижскую консерваторию (занимался у А. Бертона и Л. Керубини), получив Рим. пр. (за кантату «Эрминия»). 3 года провёл в Италии. С 1816 преподавал в Парижской консерватории (с 1827 профессор). Среди его учеников - Ж. Бизе, Ш. Гуно, К. Сен-Сане, Ф. Э. М. Базен, Ш. Дювернуа, В. Массе, Э. Готье. Одновременно был аккомпаниатором (с 1827), хормейстером (1830-45) «Театра Итальен» в Париже. Как композитор не сразу завоевал признание. Его ранние оперы - «Цыгане» («Les Bohemiens»), «Пигмалион», «Два павильона» («Les deux pavillons») не были исполнены. Первое произв. Г., поставленное на сцене, - комич. опера «Ремесленник» («L'artisan», 1827). Успех композитору принесли: опера «Клари» (1829), балет «Манон Леско» (1830). Подлинное признание и мировую известность приобрел Г. оперой «Жидовка» («Дочь кардинала», «La Juive», либр. Э. Скриба, 1835, театр «Гранд-Опера»). Г.- один из ярких представителей большой оперы. Для его стиля характерны монументальность, красочность, сочетание драматизма с внешней декоративностью, нагромождение сценич. эффектов. Многие произв. Г. написаны па историч. сюжеты. Лучшие из них посв. теме борьбы против нац. угнетения, но эта тема трактуется с позиций буржуазно-либерального гуманизма. Таковы: «Королева Кипра» («Царица Кипрская» - «La Reine de Chypre», 1841, театр «Гранд-Опера»), повествующая о борьбе жителей Кипра против венецианского владычества, «Карл VI» (1843, там же) о сопротивлении франц. народа поработителям-англичанам, «Жидовка» - драм. рассказ (с чертами мелодрамы) о преследовании евреев инквизицией. Музыка «Жидовки» отличается яркой эмоциональностью, ее выразительная мелодика основана на интонациях франц. романса. Соч.: оперы (cв. 30), в т.ч. Молния (L'Йclair, 1835, театр «Опера комик», Париж), Шериф (1839, там же), Суконщик (Le Drapier, 1840, там же), Гитарист (Guitarrero, 1841, там же), Мушкетёры королевы (Les Mousquetaires de la reine, 1846, там же), Пиковая дама (La Dame de Pique, 1850, там же, отчасти использован сюжет А. С. Пушкина), Богач (Le Nabab, 1853, там же), Волшебница (La magicienne, 1858, там же); балеты - Манон Леско (1830, театр «Гранд-Опера», Париж), Йелла (Yella, 1830, не пост.), музыка к трагедии Эсхила «Прометей» (Promethee enchainй, 1849); романсы; песни; муж хоры; фп. Пьесы; культовые произв.; учебник сольфеджио (Lecons de lecture musicale, R., 1857) и др. Лит. соч.: Souvenirs et portraits, P., 1861; Derniers souvenirs et portraits, R., 1863 ГАЛЕВИ, правильнее Алеви (Halevy), Людовик (1 I 1834, Париж - 7 или 8 V 1908, там же) - франц. писатель, либреттист. Чл. Франц. академии (с 1884). Племянник Ж. Ф. Галеви. В 1855 начал лит. деятельность. Успех принес ему одноактный водевиль «Менуэт Данаи» (1861), написанный с А. Мельяком, который был соавтором Г. св. 20 лет. Автор (совм. с Мельяком) либретто известных оперетт Ж. Оффенбаха: «Прекрасная Елена» (1864), «Синяя борода», «Парижская жизнь» (обе в 1866), «Герцогиня Герольштейнская» (1867), «Перикола» (1868) и др. Г. и Мельяк излагали в либретто античные мифы или события из жизни аристократич. общества, слегка осмеивая их с позиций бурж. «здравого смысла». Лучшие из этих либретто не лишены остроумия, авторы прибегают к шаржу, пародии. Г. и Мельяку принадлежит либретто оперы Ж. Бизе «Кармен» (1875). Писал также либретто для Л. Делиба («Воды Эмса», совм. с А. Кремьё), Ш. Лекока («Маленький герцог», 1878, с Мельяком) и др. Водевиль Г. и Мельяка «Сочельник» стал основой сюжета оперетты «Летучая мышь» И. Штрауса (1874). Написал биографию Ж. Ф. Галеви (F. Halevy, sa vie et ses oeuvres, 2 йd., P., 1863). |