ГАНСЛИК, Xанслик (Hanslick) Эдуард (11 IX 1825, Прага - 6 VIII 1904, Баден, близ Вены) - австрийский музыковед. Занимался теорией музыки и игрой на фп. у В. Я. Томашека. Учился на юридическом ф-те Пражского, а затем Венского университетов. С 1846 выступал как муз. критик, сотрудничал в различных органах венской периодической печати. С 1861 профессор Венского университета по теории и истории музыки. Читал публичные лекции о музыке во мн. городах Австрии, Чехии, Германии. Широко известен эстетич. труд Г. «О музыкально-прекрасном» (1-е изд. 1854, Лейпциг), носящий остро полемич. характер и направленный гл. обр. против романтич. эстетики. Одновременно Г. критиковал положение теории аффектов и взгляды франц. просветителей, считавших определяющим началом муз. выразительности интонации человеческой речи. Эта критика велась Г. с реакционных формалистич. позиций. В осн. положениях своего труда Г. опирался на взгляды И. Ф. Гербарта, исходившего из философии И. Канта. Г. противопоставлял музыку как особую форму духовной деятельности др. видам искусства. Отсюда проистекало его отрицательное отношение к программной музыке и опере. Г. приходил к определению музыки как игры. Книга Г. вызвала множество полемич. откликов. К наиболее последовательным противникам Г. на Западе принадлежал А. В. Амброс, в России - А. Н. Серов. Вместе с тем эстетич. воззрения Г. оказали значит влияние на развитие зап.-европ. муз. науки. В частности, они послужили исходным пунктом для теории муз. стилей X. Римана и Г. Адлера. Своей деятельностью Г.-критик часто опровергал Г.-теоретика и в конкретных суждениях не всегда последовательно придерживался собственных эстетич. принципов. Г. энергично пропагандировал наследие И. С. Баха, Г. Ф. Генделя и особенно Л. Бетховена, которого он сравнивал с У. Шекспиром как художника, в совершенстве выразившего дух времени. Крупнейшим композитором послебетховенской эпохи Г. признавал Р. Шумана, хотя и оспаривал некоторые его эстетич. взгляды. Среди музыкантов 2-й пол. 19 в. Г. высоко оценивал И. Брамса, восторженно отзывался о «Кармен» Бизе. В то же время он был непримиримым противником Ф. Листа и Р. Вагнера и в течение всей своей жизни вел упорную борьбу с возглавлявшимися ими направлениями. Г. - один из первых зап. критиков, серьезно оценивший ряд произв. П. И. Чайковского и Н. А. Римского-Корсакова. Но при этом он проявлял явное непонимание нац.-своеобразных черт рус. музыки. Несмотря на противоречия, муз.-критич. наследие Г. представляет интерес как отражение идейно-эстетич. борьбы в европ. музыке 19 в. и как богатый источник муз.-историч. сведений. Блестящий стилист, разносторонне образованный, он немало способствовал поднятию авторитета муз. критики. Соч.: О музыкально-прекрасном. Пер. и предисл. Г. А. Лароша, М., 1910; Geschichte des Кonzertwesens in Wien. 1848-1866, Bd 1-2, W., 1869-70; Die moderne Oper. Кritiken und Studien, Bd 1-9, В., 1875-1900, 1911; Aus meinem Leben, Bd 1-2, В., 1894, 1912. |