ГАРДЕН (Garden) Мэри (20 II 1877, Абердин, Шотландия - 4 I 1967, там же) - амер. певица (сопрано). С 6 лет училась игре на скрипке и на фп.; с 1893 брала уроки пения у Р. Дафф в Чикаго, с 1895 - у М. Маркези, Л. Фюжера, Ж. Буи, Ж. Шевалье и др. в Париже. Дебютировала в партии Луизы («Луиза» Г. Шарпантье) в театре «Опера комик» (1900), выступала также в «Гранд-Опера» в Париже, в Монте-Карло. Была первой исполнительницей партии Мелисанды в опере К. Дебюсси «Пеллеас и Мелисанда» (Париж, 1902). В 1907 впервые выступила в Нью-Йорке, исполнив партию Таис («Таис» Ж. Массне) в «Манхаттан опера хаус». В 1910-30 солистка Чикагской оперной компании (в 1921-22 её импресарио). При содействии Г. здесь в 1921 прошла премьера оперы «Любовь к трём апельсинам» С. Прокофьева. Г. гастролировала во мн. театрах Европы (Лондон, Брюссель и др.), в США. Партии: Кармен, Тоска; Маргарита («Фауст»); заглавные партии в операх «Монна Ванна» А. Феврье, «Сафо», «Гризельда» Массне, «Саломея» Р. Штрауса и др. Г. была первой исполнительницей ряда партий в операх совр. ей французский композиторов - К. Леру (Орланда, «Королева Фьяметта», 1903), К. Сен-Санса (Елена, «Елена», 1904), К. Эрланже (Хризис, «Афродита», 1906), А. Онеггера (Юдифь, «Юдифь», 1927), Ф. Альфано (Катюша, «Воскресение», 1930) и др. Обладая исключит. вок. данными, Г. владела мастерством актёрского перевоплощения; её игра отличалась яркой сценич. эмоциональностью. Г. тонко передавала стилистич. особенности классич. и совр. музыки. Оставив сцену в 1931, продолжала выступать в концертах. С 1935 преподавала оперное пение в Чикагском муз. колледже. Среди её учениц - известные амер. певицы Г. Мур, Дж. Джексон и др. Г. была также консультантом по постановке фильмов-опер в Голливуде. В 1939 возвратилась в Шотландию. Выступала в США с лекциями (1947) и по телевидению (1954). Написала мемуары (совм. с Л. Бьянколли) «История Мэри Гарден» («Маrу Garden's story», N. Y., 1951). |