ГАРМОНИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ (от лат. functio - осуществление, исполнение, деятельность) - роль, значение аккорда в гармонич. системе мажора и минора, вообще в любой гармонической системе. Г. ф. представляет собой проявление ладовой функции (см. Функции ладовые) в области аккордов. Различают два рода функциональных значении аккордов: 1) устойчивость (функция тоники, обозначение - Т) и 2) неустойчивость (два вида: доминанта, D, и субдоминанта, S). По тонике, устою, определяется центр лада. Две др. функции базируются на звуках, находящихся в отношении наивысшего акустич. родства к осн. звуку тоники: расположенном квинтой выше - D и квинтой ниже - S. Отсюда логич. противоположность функций D и S, усиливаемая контрастом их звукового состава. Образующийся между осн. звуком S и терцией D (вводным тоном лада) тритон делает их тяготение к терции и приме тоники особенно сильным. Действие гармонич. функций наиболее ярко и концентрированно проявляется в каденции. Теория гармонич. функций складывалась постепенно. Ж. Ф. Рамо впервые установил основополагающее значение трех аккордов - Т, D и S для гармонии (учение о «тройной пропорции», 1726), создав предпосылки для собственно функциональной теории. Функциональная концепция гармонии противостоит ступенной (ступенное обозначение аккордов встречается у Г. Й. Фоглера, 1800; позднейший его вариант предложен Г. Вебером, 1817). Согласно ступенной концепции, аккорды (трезвучия, септаккорды, нонаккорды) строятся на каждой из семи осн. ступеней гаммы. Объединение аккордов в группы и выделение главных ступеней (I - тоника, IV - субдоминанта, V - доминанта) представляет один из вариантов функциональной трактовки гармонии. П. И. Чайковский (1872) в мажоре выделяет три группы трезвучий - тоническую (I и VI), доминантовую (V и III) и субдоминантовую (IV и II). Н. А. Римский-Корсаков (1884) в мажоре выделяет те же группы; в миноре к тонической группе он относит трезвучия I и III ступеней, к доминантовой - V и VII ступеней, к субдоминантовой - IV, VI и II ступеней. X. Риман, опираясь на идеи М. Гауптмана (1853), А. Эттингена (1866) и др. теоретиков, выдвинул функциональную теорию, согласно которой все аккорды лада возникают как трансформация лишь трех гармоний - тоники, доминанты и субдоминанты (Риманом был предложен и сам термин «функция»; функциональные обозначения аккордов он впервые применил в 1893). В функциональной теории Римана обозначение аккордов римскими цифрами не используется. В нач. 20 в. делались попытки объединить ступенную и функциональную концепции (Р. Луи и Л. Тюиль, 1907, и др.). Ученик Римана Г. Эрпф сделал интересную попытку применить функциональную теорию к анализу музыки 20 в. (1927; там же говорится об «афункциональной» гармонии). Большой вклад в развитие теории гармонич. функций внес Ю. Н. Тюлин (учение о переменных функциях, 1937). По сравнению со ступенной строго функциональная концепция в целом дает более глубокое истолкование гармонии. Однако сфера применения этой концепции относительно ограничена (в своем «чистом» виде она наиболее пригодна для анализа гармонии от сер, 18 до нач. 20 вв.). |