ГАРМОНИЗАЦИЯ - сочинение гармонич. сопровождения к к.-л. мелодии, а также само гармонич. сопровождение. Одна и та же мелодия может быть гармонизована по-разному; каждая Г. как бы даёт ей разл. гармонич. истолкование (гармонич. варьирование). Однако важнейшие элементы (общий стиль, функции, модуляции и т. п.) наиболее естественной Г. определяются ладово-интонац. строением самой мелодии. Решение задач по Г. мелодии составляет осн. метод обучения гармонии. Г. чужой мелодии может быть и художеств. задачей. Особое значение имеет Г. нар. песен, к которой обращались уже Й. Гайдн и Л. Бетховен. Она широко применялась и в рус. музыке; её выдающиеся образцы были созданы русский композиторами-классиками (М. А. Балакиревым, М. П. Мусоргским, Н. А. Римским-Корсаковым, А. К. Лядовым и др.). Г. рус. нар. песен они рассматривали как один из способов формирования нац. гармонич. языка. Многочисл. обработки рус. нар. песен, выполненные рус. композиторами-классиками, собраны в отд. сборниках; помимо того, встречаются и в их собств. сочинениях (операх, симф. произведениях, камерной музыке). Нек-рые рус. нар. песни неоднократно получали разл. гармонич. истолкование, отвечающее стилю каждого из композиторов и конкретным художеств. задачам, которые он ставил перед собой: H. A. rимский-Корсаков. Сто русских народных песен. No 11, «Исходила младенька». М. П. Мусоргский. «Хованщина». Песня Марфы «Исходила младёшенька». Большое внимание Г. нар. мелодий уделяли также выдающиеся муз. деятели др. народов России (Н. В. Лысенко - на Украине, Комитас - в Армении). К Г. нар. мелодий обращались и многие зарубежные композиторы (Л. Яначек - в Чехословакии, Б. Барток - в Венгрии, К. Шимановский - в Польше, М. де Фалья - в Испании, Воан-Уильямс - в Англии и др.). Г. нар. музыки постоянно привлекает внимание советский композиторов (С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. В. Александров - в РСФСР, Л. Н. Ревуцкий - на Украине, А. Л. Степанян - в Армении и др.). Важную роль Г. играет также в различного рода транскрипциях, парафразах. Лит.. Кастальский A., Основы народного многоголосия, М.-Л., 1948; История русской советской музыки, т. 2, М., 1959, с. 83-110, т. 3, М., 1959, с. 75-99, т. 4, ч. 1, М., 1963, с. 88-107; Евсеев С., Русская народная полифония, М., 1960, ДубовскиЙ И., Простейшие закономерности русского народно-песенного двух- трехголосного склада, М., 1964. См. также лит. при статье Гармония. Ю. Г. Кон. |