ГАРСИА (Garcia) Мануэль Патрисио Родригес (17 III 1805, Мадрид - 1 VII 1906, Лондон) - испанский певец (бас и баритон) и вок. педагог. Сын я ученик М. дель П. В. Гарсиа. Дебютировал как оперный певец в партии Фигаро («Севильский цирюльник», 1825, Нью-Йорк, «Парк-театр») во время гастрольной поездки с отцом по городам США (1825-27) и в Мехико (1828). Педагогич. деятельность начал в Париже в вок. школе отца (1829). В 1842-50 преподавал пение в Парижской консерватории, в 1848-95 - в Корол. муз. академии в Лондоне. Большое значение для развития вок. педагогики имели инструктивные работы Г. - «Записки о человеческом голосе», одобренные франц. Академией наук, и особенно - «Полное руководство по искусству пения», переведённое на мн. яз. Г. внёс также ценный вклад в изучение физиологии человеч. голоса. За изобретение ларингоскопа он удостоен степени доктора медицины Кёнигсбергского университета (1855). Педагогич. принципы Г. оказали значит. влияние на развитие вок. искусства 19 в., получив широкое распространение также через его многочисл. учеников, среди которых наиболее известны певицы - Е. Линд, Э. Фреццолини, М. Маркези, Г. Ниссен-Саломан, певцы - Ю. Штокхаузен, К. Эверарди и Г. Гарсиа (сын Г.). Лит. соч.: Memoires sur la voix humaine, P., 1840; Traitй complet de l'art du chant, Mayence-Anvers-Brux., 1847; Hints of singing, L., 1895; Garcia Schule…, нем. пер., [W.], 1899 (рус. пер. - Школа пения, ч. 1-2, М., 1956). ГАРСИА (Garcia) Мануэль дель Пополо Висенте (22 I 1775, Севилья - 9 VI 1832, Париж) - испанский певец (тенор), гитарист, композитор и вок. педагог. Родоначальник семьи известных вокалистов. С 6-летнего возраста пел в церк. хоре в Севилье, где учился пению у А. Рипы и X. Альмарчи. Первые муз. сочинения написал для Нар. театра в Кадисе. Поступив в 1798 в театр. труппу в Мадриде, стал одним из лучших исполнителей теноровых партий во франц. комич. операх, модных в то время в Испании. В 1802 участвовал в испан. премьере «Свадьбы Фигаро». С 1808 пел в «Театр Итальен» в Париже (дебютировал в «Гризельде» Ф. Паэра, после чего сразу стал ведущим солистом), с 1816 первый тенор этого театра. В 1811-16 гастролировал в Неаполе и др. городах Италии, где совершенствовался у Дж. Анзани; был первым исполнителем партии графа Альмавивы в «Севильском цирюльнике» (Рим, 1816). С 1818 выступал в Лондоне, в 1823 основал там школу пения. В 1825-27 совершил гастрольную поездку со своими детьми-певцами по США, в 1828 выступал в Мехико. Г. исполнял все осн. партии тенорового репертуара конца 18 - нач. 19 вв.: Дон Оттавио, Дон Базилио («Дон Жуан», «Свадьба Фигаро»), Ахилл («Ифигения в Авлиде» Глюка), Норфольк («Елизавета, королева Английская» Россини) и др. С 1829 преподавал вок. искусство в организованной им в Париже школе пения. Среди учеников Г.: сын - М. П. Р. Гарсиа и дочери М. Малибран и П. Виардо-Гарсиа; А. Мёрик-Лаланд, А. Нурри и др. Г. - автор и постановщик многочисл. опер, гл. обр. комич.; среди них 18 испан., в т. ч. «Узник» («El preso», 1803), 21 итальянская - «Багдадский калиф» («Il califfo di Bagdad», 1813) и др., 8 французских - «Две стороны женитьбы» («Les deux contrats de mariage», 1824) и др. Написал ряд тонадилий, имевших успех у демократич. испан. зрителя, в т. ч. «Махо и маха» («El Majo y la maja», 1798), «Мнимый слуга» («El criado fingida», 1804; мелодич. обороты песни в стиле поло из этой тонадильи использованы Ж. Бизе в антракте к 4-му действию «Кармен»); популярная песня «Контрабандист я!» из «Расчётливого поэта» («El poeta calculista», 1805) включена Г. Лоркой в пьесу «Мариана Пинеда». |