ГЕНДЕЛЬ (Händel) Георг Фридрих (23 II 1685, Галле - 14 IV 1759, Лондон) - немецкий композитор. Бульшую часть своей жизни (почти 50 лет) прожил в Англии. Родился в семье цирюльника-хирурга. Его учителем был композитор и органист Ф.В. Цахау. В 17 лет Г. занял место органиста и муз. руководителя собора в Галле. С этого времени определилось неизменное тяготение Г. к серьёзному искусству и синтезу хора и инстр. музыки, который являлся традицией нем. музыки. Однако композитору были чужды религиозные интересы. Тяготение к светской, особенно театр., музыке заставило его в 1703 переехать из Галле в Гамбург - единственный в то время город, где существовал нем. оперный театр. В Гамбурге Г. создал оперы «Альмира» и «Нерон» (пост. 1705). Однако Гамбургская опера распалась (для экономически отсталой, феодальной Германии время нац. оперной школы ещё не наступило), и в 1706 Г. уехал в Италию, жил во Флоренции, Риме, Неаполе, Венеции и завоевал славу первоклассного композитора. Он написал оперы «Родриго» (1707), «Агриппина» (1709), оратории, пасторальную серенаду «Ацис, Галатея и Полифем» (1708), камерные кантаты, дуэты, терцеты, псалмы. В Италии Г. стал известен как выдающийся исполнитель на клавире и органе (состязался с Д. Скарлатти). С 1710 Г. придв. капельмейстер в Ганновере (Германия). В том же году приглашён в Лондон, где в нач. 1711 с большим успехом была поставлена его опера «Ринальдо». В 1710-е гг. Г. работал попеременно в Лондоне и Ганновере, в 1717 окончательно порвал с Германией и в 1727 принял англ. подданство. В 1720 Г. возглавил оперное предприятие в Лондоне (Королевская муз. академия). Здесь он испытал сильное противодействие разл. слоёв англ. общества. Против Г. подняли кампанию аристократич. круги, находившиеся в оппозиции к королю (оказывавшему покровительство Г.) - представителю ганноверской династии. Враждовавший с королём принц Уэльский организовал т. н. Великосветскую оперу и вместе с др. представителями знати поддерживал конкурировавших с Г. модных итальянский композиторов, авторов поверхностно-виртуозных опер. Независимый характер Г. осложнял его отношения с двором. Кроме того, высшее духовенство чинило препятствия конц. исполнению библейских ораторий Г. С др. стороны, тот жанр оперы, в котором работал Г. в Англии, - итал. опера-сериа - был чужд англ. бурж.-демократич. публике и по своим условным антично-мифологич. сюжетам, и по иноземному языку. Передовая публицистика (Дж. Аддисон, Дж. Свифт и др.) нападала на Г., критикуя в его лице реакц. эстетику антинациональной придв. аристократич. оперы. В 1728 в Лондоне была поставлена «Опера нищих» (текст Дж. Гея, музыка Дж. Пепуша) - бурж. комедия с многочисл. вставками из нар. песен и популярных арий. Эта пьеса с ярко выраженной политич. направленностью заключала в себе и сатиру на аристократическую оперу. Осн. удар был направлен против Г., как наиболее прославленного композитора-»итальянца». Шумный успех «Оперы нищих» усилил нападки на Г. и привёл к краху руководимое им оперное предприятие, а сам Г. был разбит параличом. По выздоровлении Г. вновь возвратился к энергичной творч. и организаторской деятельности, писал и ставил оперы, устраивал спектакли и концерты, но терпел одно поражение за другим (в 1741 провалилась его последняя опера «Дейдамия»). В 1742 с энтузиазмом была принята в Дублине (Ирландия) оратория «Мессия». Однако в Лондоне исполнение «Мессии» и ряда др. последующих ораторий Г. вызвало новую волну травли со стороны великосветского общества, подвергшую Г. глубокой душевной депрессии (1745). В том же году в судьбе композитора наступил крутой перелом. В Англии началась борьба против попытки реставрации династии Стюартов, Г. создал «Гимн добровольцев» и «Ораторию на случай» - призыв к борьбе с нашествием армии Стюартов. Эти патриотические произв. и особенно воинственно-победная героическая оратория «Иуда Маккавей» принесли Г. широкое признание. Восторженно были встречены и последующие его оратории. Г. нашёл новую, демократичную аудиторию. Смерть Г. в 1759 английский народ воспринял как потерю национального композитора. Ограниченность англ. бурж. культуры, не сумевшей создать предпосылок к развитию нац. оперы высокого стиля, заставила Г., всю жизнь тяготевшего к театру, после долгой борьбы отказаться от этого жанра. Его итал. оперы-сериа (всего Г. написал св. 40 опер) обнаруживают непрерывные целеустремлённые поиски драматич. стиля и обладают большим мелодич. богатством, силой эмоц. воздействия музыки. Однако в целом этот жанр сковывал реалистич. устремления композитора. В сер. 30-х гг. Г. обратился к вок.-симф. жанру оратории, не связанной со сценическим действием. Ей он почти полностью посвятил последнее десятилетие своей активной творч. деятельности (1741-51). В ораториальном творчестве - главное историч. значение Г. На материале библейских преданий и их преломлении в нац. англ. поэзии (Дж. Мильтон) композитор создал полные эпического величия и драматич. силы картины нар. бедствий и страданий, борьбы за освобождение от гнёта поработителей. Проникнутые духом нар. патриотизма, грандиозные творения Г. отразили демократич. стремления англ. народа и по своему общему идейному смыслу и эмоц. характеру не принадлежат к культовому искусству. Г. рассматривал свои оратории как светские произведения концертного типа и решительно восставал против исполнения их в церквах. Более поздняя практика исказила намерения Г., трактуя его народные музыкальные трагедии как духовную музыку. Г. глубоко преобразовал ораторию, создав новый тип монументального вок.-оркестрового произв., отличающегося единством драматургич. замысла. В центре оратории Г. - нар. массы, её герои и вожди. Активная роль народа определила ведущее значение хора. Зап.-европ. светская музыка до Г. не знала такого огромного по масштабу и по мощи выразительности хора. Разнообразие драматургич. функций хора, красота и полнота аккордового и полифонич. звучания, гибкие, свободные и вместе с том классически завершённые формы сделали Г., наряду с И. С. Бахом, непревзойдённым в западноевроп. музыке классиком хорового письма. Воспитанный на традициях нем. полифонии - хоровой, органной, оркестровой, Г. в своём ораториальном творчестве претворил также традиции англ. хоровой культуры (Г. с первых лет своей деятельности в Англии писал хоровые антемы - англ. псалмы типа кантат, изучал нар. многоголосную музыку а творчество Г. Пёрселла). Г. развил в ораториях лучшие элементы своей оперной музыки. Мелодический стиль Г., поражающий «гениальным расчётом на самые драматические струны человеческого голоса» (А. Н. Серов), доведён им в ораториях до высокой степени выразительности. Демократич. направленность ораториального творчества Г. определила его общедоступность как в отношении сюжетов, знакомых широкой аудитории, и нар. языка, так и в отношении музыки, отличающейся особой рельефностью и ясностью развития. В ораториях Г. проявились оперно-драматич. тенденции («Самсон», 1741; «Иевфай», 1752, и др.), эпические («Израиль в Египте», 1739; «Иуда Маккавей», 1747, и др.), иногда лирические («Жизнерадостный, задумчивый и сдержанный», 1740, по Дж. Мильтону), но во всех них ощущаются свойственные Г. оптимизм, топкое чувство красоты, любовь к жанровому, конкретному, изобразительному началам. Оратории Г. создавались на основе либретто, вольно трактующих легенды из Ветхого завета. Только «Мессия» написана на подлинный евангельский текст. Всего Г. написал ок. 30 ораторий. Среди обширного инстр. наследия Г., включившего почти все совр. композитору жанры, выделился созданный им вид инстр. музыки для исполнения на открытом воздухе и представляющий собой красочные сюиты для больших оркестровых составов с особо активной ролью духовых инструментов («Музыка на воде», ок. 1715-1717; «Музыка фейерверка», 1749). Значительны по глубине содержания и мастерству форм оркестрово-ансамблевые концерты (форма «кончерто гроссо») и новый, введённый Г. жанр органных концертов (в сопровождении оркестра или ансамбля), написанных в подчёркнуто светском, празднично блестящем стиле. Г. принадлежат также сюиты для харпсихорда (англ. разновидность клавесина), сонаты и трио-сонаты для разл. инструментов и др. сочинения. Творчество Г. не нашло продолжения в самой Англии, где для этого не было ни идейных, ни муз. творч. стимулов. Но оно оказало сильное влияние на развитие западноевроп. классич. музыки эпохи бурж. просвещения и Великой франц. революции (К. В. Глюк, Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Керубини, Э. Мегюль, Л. Бетховен). Г. высоко ценили передовые русские музыканты. В. В. Стасов называл Г., как и И. С. Баха, «колуссом новой музыки». Основные даты жизни и деятельности 1685. - 23 II. В среднегерманском городе Галле в семье придв. саксонского цирюльника-хирурга Георга Г. родился сын Георг Фридрих. 1689. - Г. самоучкой освоил игру на клавесине, вопреки протестам отца, наметившего для сына карьеру юриста. 1692-93. - Поездка с отцом в резиденцию саксонского курфюрста и в г. Вейсенфельс, где Г. играл в церкви на органе. 1694. - Начало занятий музыкой с композитором и органистом Ф. В. Цахау (изучение генерал-баса, композиции, игры на клавесине, органе, скрипке, гобое). 1695. - Первые муз. сочинения: 6 сонат для духовых инструментов. 1696. - Поездка в Берлин. - Первое выступление в качестве клавесиниста и аккомпаниатора во время придворных концертов. 1697. - Возвращение в Галле. - Создание ряда кантат и пьес для органа. 1698-1700. - Занятия в городской гимназии. 1701. - Знакомство с композитором Г. Ф. Телеманом. - Замещение должности органиста в кальвинистском соборе в Галле. 1702. - Поступление на юридич. ф-т университета в Галле. - Одноврем. Г. получает должность органиста и музыкального руководителя в соборе. - Преподаёт пение и теорию музыки в протестантской гимназии. 1703. - Переезд в Гамбург. - Знакомство с композитором И. Маттезоном. - Работа в оркестре оперного театра в качестве 2-го скрипача и клавесиниста. 1704. - 17 II. Исполнение первой оратории Г. - «Страсти по Евангелию от Иоанна». 1705. - 8 I. Постановка первой оперы Г. - «Альмира» в Гамбургском оперном театре. - 25 II. Постановка там же второй оперы Г. - «Нерон». - Покинул оркестр в связи с тяжёлым материальным положением театра. 1706. - Поездка во Флоренцию (Италия). 1707. - Во Флоренции исполнена первая итал. опера Г. - «Родриго». - Поездка в Венецию, знакомство с Д. Скарлатти. 1708. - В Риме знакомство с А. Корелли, А. Скарлатти, Б. Паскуини и Б. Марчелло. - Поездка в Неаполь. 1710. - Поездка в Ганновер. - Начало работы в качестве придв. капельмейстера. - Осенью поездка в Лондон, через Голландию. 1711. - Опера Г. «Ринальдо» поставлена в Лондоне с большим успехом. - Возвращение в Ганновер. 1712. - Поздней осенью вторая поездка в Лондон. 1716. - Поездка в Ганновер (июль) в свите короля Георга. - Возвращение в Лондон в конце года. 1718. - Г. руководит домашним оркестром графа Карнарвона (впоследствии герцога Чендосского) в замке Кеннон (близ Эджуэра). 1720. - Назначение Г. муз. директором Королевской муз. академии в Лондоне. - Поездка Г. в Германию для набора в оперу певцов. 1721-26. - Кульминационный период творч. деятельности Г. как оперного композитора. 1727. - Г. получил англ. подданство и звание композитора музыки Королевской капеллы. 1728. - Успех «Оперы нищих» (текст Дж. Гея, музыка Дж. Пепуша) содействовал краху оперного предприятия Г. 1729. - Г. получил должность муз. руководителя во вновь созданной Королевской муз. академии. - Поездка в Италию с целью ознакомления с новыми операми и набора певцов; посещение Флоренции, Милана, Венеции, Рима и др. - Возвращение в Лондон. 1730-33. - Новый подъём творчества Г. - Поездка в Оксфорд на фестиваль своих произв. 1736. - Дирижирует 15 концертами из своих сочинений. 1737. - Крах оперного театра, руководимого Г. - Душевная депрессия, тяжёлая болезнь композитора (паралич). 1738. - Опубликованы концерты Г. для арпсихорда или органа. 1741. - XI. Поездка в Дублин (Ирландия) для выступления с концертами. 1742. - 13 IV. Первое исполнение оратории «Мессия» в Дублине. - Возвращение в Лондон (в августе). 1744. - Г. берёт в аренду Королевский театр в Лондоне. 1745. - В связи с финансовыми затруднениями Г. закрывает театр. - Душевная депрессия и тяжёлая болезнь Г. - Исполнение «Гимна добровольцев». 1746. - Исполнение «Оратории на случай», в которой Г. призывал англичан к борьбе с нашествием армии Стюартов. 1747. - Исполнение оратории «Иуда Маккавей» в честь победы над армией Стюартов. - Г. становится нац. героем страны. - Знакомство с прибывшим в Англию К. В. Глюком; выступление вместе с ним с исполнением своих произв. 1751. - Последняя поездка в Голландию и Германию. - Потеря зрения. 1752. - Неудачная операция глаз. - Полная слепота. 1754. - Г. с помощью Смитса переделывает и дополняет ранее созданные произв. - Принимает участие в концертах, играя на органе или чембало. 1756. - Тяжёлое депрессивное состояние композитора. 1757. - Исполнение оратории «Триумф Времени и Правды» (отдельные номера). 1759. - 30 III. Г. последний раз руководит исполнением «Мессии» в театре «Ковент-Гарден». - 14 IV. Смерть Г. в Лондоне. Соч.: оперы - Превратности царской судьбы, или Альмира, королева Кастильская (Der in Кrohnen erlangte Glückswechsel, oder Almira, die Кцnigin von Castilien, либр. Ф. Фёйсткинга, 1705, Гамбург), Любовь, приобретённая кровью и злодейством, или Нерон (Die durch Blut und Mord erlangete Liebe, oder Nero, либр. Ф. Фёйсткинга, 1705, там же), Флориндо и Дафна (либр. Г. Хинша, 1706, пост. в 2 частях - Счастливый Флориндо - Der beglückte Florindo и - Преображённая Дафна - Die verwandelte Daphne, 1708, там же), Родриго (1707, Флоренция), Агриппина (либр. В. Гримани, 1709, Венеция), Ринальдо (либр. Дж. Росси по пьесе Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим», 1711, Королевский театр, Лондон), Верный пастух (Il Pastor fido, либр. Дж. Росси по пасторали Б. Гварини, 1712, там же; 2-я ред. с добавлением хоров, 1734, там же; 3-я ред., с балетом «Терпсихора» в виде вступления, 1734, театр «Ковент-Гарден», Лондон), Тезей (либр. Н. Хайма, 1713, Королевский театр, Лондон), Силла (1714, Любительский театр, Берлингтон), Амадиги (1715, Королевский театр, Лондон), Радамист (либр. Н. Хайма, 1720, там же), Флоридант (либр. П. Ролли, 1721, там же), Оттон, король Германский (либр. Н. Хайма, по пьесе «Теофане» С. Б. Паллавичино 1723, там же), Флавий (либр. Н. Хайма, по пьесе «Сид» Корнеля и либр. С. Гиги, 1723, там же), Юлий Цезарь в Египте (Giulio Cesare in Egitto, либр. Н. Хайма, 1724, там же), Тамерлан (1724, там же), Розелинда (1725, там же), Сципион (либр. П. Ролли по пьесе «Сципион в Испании» А. Дзено, 1726, там же), Александр (либр. П. Ролли, по пьесе «Великолепие Александра» О. Мауроса, 1726, там же), Адмет, царь Фессалийский (либр. Хайма или Ролли по итал. либретто «Antigona delusa du Alceste» А. Аурели, 1727, там же), Ричард I, король Английский (Riccardo Primo, либр. преимущественно П. Ролли, 1727, там же), Кир, царь Персидский (либр. П. Метастазио, изменённое Н. Хаймом, 1728, там же), Птоломей, царь Египетский (либр. Н. Хайма, 1728, там же), Лотарио (либр. по пьесе «Аделаида» Сальви, 1729, там же), Партенопа (либр. С. Стампилия, изменённое, 1730, там же), Пор, царь Индийский (либр. по пьесе «Александр в Индии» Метастазио, 1731, там же), Аэций (либр. П. Метастазио, 1732, там же), Фернандо, король Кастильский (либр. М. Норрис, по его же пьесе «Альфонс Первый», 1732, там же), Роланд (либр. Г. Браччиоли, по трагедии «Неистовый Роланд» Ариосто, 1733, там же), Ариадна на Крите (либр. П. Париати по пьесе «Ариадна и Тезей», 1734, там же), Ариодант (либр. А. Сальви, по пьесе «Неистовый Роланд» Ариосто, пост. 1735, театр «Ковент-Гарден», Лондон), Альцина (либр. А. Марки по пьесе «Неистовый Роланд» Ариосто, 1735, там же), Аталанта (либр. Б. Валериани по пьесе «Охота в Этолии», 1736, там же), Арминио (либр. А. Сальви, 1737, там же), Джустино (либр. Н. Берегани, 1737, там же), Беренике (либр. А. Сальви, 1737, там же), Фарамондо (либр. А. Зено, 1738, Королевский театр, Лондон), Ксеркс (либр. Н. Минато, 1738, там же), Именео (оперетта, 1740, театр «Линкольнс Инн Филдс», Лондон), Дейдамия (либр. П. Ролли, 1741, там же); пастиччо - Муцио Сцевола (либр. П. Ролли, Г. сочинил музыку для 3-го д., 1721, Королевский театр), Ормизда (музыка приписывается Г., Конти и др., либр. А. Зено, 1730, там же), Венчеслав (с речитативами Г., либр. А. Зено, 1731, там же), Лючио Папирио (с речитативами Г., либр. А. Зено, 1732, там же), Катон (музыка из оперы Хассе, с речитативами Г., либр. П. Метастазио, 1732, там же), Семирамида (музыка А. Вивальди с речитативами Г., либр. П. Метастазио, 1733, там же), Гай Фабриций (музыка Хассе с речитативами Г., либр. А. Зено, 1733, там же), Арбаче (музыка из опер Хассе с речитативами Г., либр. по пьесе «Артаксеркс» Метастазио, 1734, там же), Орест (Музыка из др. опер Г., с частично новой увертюрой, 1734, театр «Ковент-Гарден», Лондон), Дидона (музыка Л. Винчи с изменениями и речитативами Г., либр. П. Метастазио, 1737, там же), Герман фон Бальке (музыка преимущественно из опер Г., с новыми ариями и речитативами И. И. Дю Грейна, 1737), Александр Север (музыка из др. произв. Г. с новой увертюрой, речитативами и ариями, либр. А. Зено, 1738, Королевский театр, Лондон), Лючио Веро (музыка из др. произв. Г., либр. А. Зено, 1747, там же); балеты - Терпсихора (пролог к 3-й ред. оперы Верный Пастух, 1734, театр «Ковент-Гарден»); оратории, оды и др. произв. для хора и голосов с орк. - Страсти по Евангелию от Иоанна (Passion nach dem Evangelium Johannes, сл. X. Г. Постеля, 1704), Воскресенье (La Resurrezione, сл. К. С. Капече, 1708, Палаццо Бонелли, Рим), Триумф Времени и Правды ( Trionfo del Tempo e del Disinganno, сл. кардинала Бенедетто Памфили, 1708, палаццо кардинала Оттобони, Рим; 2-я ред. под назв. - Il Trionfo del tempo e della verita с добавлением органного концерта с хором - Аллилуйя, 1737, Лондон; 3-я ред., на англ. яз. - The triumph of time and truth, 1757, театр «Ковент-Гарден», Лондон), Ацис, Галатея и Полифем (1708, Неаполь; 2-я ред. под назв. - Ацис и Галатея, либр. Дж. Гея, 1720, Кеннон; 3-я ред. под назв. - English pastoral ореr на англ. и итал. яз., 1732, театр «Хеймаркет», Лондон), Страсти по Броксу (Passion nach Brokes, 1716, Ганновер), Эсфирь (первоначальное назв. - Аман и Мордехай, либр. приписывается А. Попу и Дж. Арбутноту по одноим. пьесе Расина, 1720, театр герцога Мендоса в Кеннопе, близ Лондона; 2-я ред. с хорами из «Коронационных псалмов», 1732, гостиница «Корона и якорь»; 1732, под упр. Г., под назв. - Oratorio anglais в театре «Хеймаркет», Лондон), Дебора (либр. С. Хемфри, 1733, Королевский театр, Лондон), Гофолия (либр. С. Хемфри по Расину, 1733, театр Шелдониан, Оксфорд), Праздник Александра (Alexander's feast, либр. Дж. Драйдена с дополнениями Н. Хамильтона, 1736, театр «Ковент-Гарден», Лондон), Саул (либр. Ч. Дженненса, 1739, Королевский театр, Лондон), Израиль в Египте (Israel in Egypt, сл. Г. по Библии, 1739, там же), Юпитер в Аргосе (Jupiter in Argos, текст по пьесе А. М. Луччини, 1739, там же), Ода ко дню св. Сесилии (Ode for St. Cecilia's day, на сл. одноим. оды Дж. Драйдена, 1739, театр «Линкольне Инн Филдс», Лондон), Жизнерадостный, задумчивый и сдержанный (L'Allegro, il Penseroso ed il Moderato, I-II чч., либр. Дж. Мильтона, III ч. - Е. Дженненса, 1740, там же), Мессия (либр. Е. Дженненса по библейскому тексту, 1740, 1742, Мюзик-Холл, Дублин; 1743, театр «Ковент-Гарден», Лондон), Самсон (либр. Н. Хамильтона по поэме Дж. Мильтона «Samson Agonistes», 1741, 1743, театр «Ковент-Гарден», Лондон), Семела (The story of Semele, либр. У. Конгрива, 1744, там же), Иосиф и его братья (Joseph and his brethren пo поэме Дж. Миллера, 1744, там же), Валтасар (либр. Ч. Дженненса, 1745, Королевский театр, Лондон), Геракл (либр. Т. Броутона, 1745, там же), Оратория на случай (Occasional Oratorio, либр. Т. Морелла по «Псалмам» Мильтона, Спенсера и др., 1746, театр «Ковент-Гарден», Лондон), Иуда Маккавей (либр. Т. Морелла, 1747, там же), Александр Балус (либр. Т. Морелла, 1748, там же), Иисус Навин (либр. Т. Моррела, 1748, там же), Сусанна (1749, там же), Соломон (сл. приписывают Т. Моррелю, 1749, там же),. Теодора (либр. Т. Моррела, по пьесе Корнеля, 1750, там же), Выбор Геркулеса (The choice of Hercules, либр. У. Денкомба, 1751, там же), Иевфай (либр. Т. Моррела, 1752, там же); концерты для орк. (g-moll, ок. 1703; D-dur, ок. 1710-1715; F-dur, ок. 1715; C-dur, 1736; B-dur, F-dur, ок. 1740), 6 кончерти-гросси (ор. 3, опубл. 1734), 12 кончерти гросси (ор. 6, 1739), двойные концерты (два - F-dur, один - B-dur, ок. 1740-50); сюиты - Музыка на воде (Water music, ок.1715-17), Музыка в лесу (Forest music, ок. 1742), Музыка фейерверка (Fireworks music, 1749, Гринпарк); концерты для инструмента с орк., в т.ч. 20 концертов для органа (ор. 4, 1735-36; ор. 5, ок. 1739; ор. 7, 1740-45), для 2 органов (1735), 3 для гобоя (1710, два - 1741), для валторны (1740); для ансамбля инструментов - 6 трио-сонат для 2 гобоев и клавикордов (1696), 2 трио-сонаты для гобоя, фагота, баса или клавесина (1703), соната для скр., виолы да гамба и клавесина (ок. 1705), 3 сонаты для фл. и баса (ок. 1710), 15 сонат для фл., гобоя или скр. с генерал-басом для клавикорда или баса (ор. 1, ок. 1722), 9 трио-сонат для 2 скр. или 2 фл. или 2 гобоев с генерал-басом для клавикорда или влч. (ор. 2, ок. 1722), 7 трио-сонат для 2 скрипок или 2 фл. с генерал-басом для клавикорда или влч. (ор. 5, 1738, опубл. 1739), концерт для 2 скр., клавесина и влч. (ок. 1725), концерт для фл., скр., клавесина и влч. (ок. 1725), 72 менуэта и марша для различных составов (1720, 1727, 1729); для фп. в 2 руки - 29 пьес в 3 сб. (1732), 76 пьес для клавесина с двумя клавиатурами (1706-50), 6 лёгких фуг для органа или клавесина (до 1706), 6 фуг (Voluntarys для органа или клавесина, ор. 3, 1720, 2-я ред., 1735); для фп. в 4 руки - 2 фуги; для 2 фп. - сюита для 2 клавесинов (ок.1710-20); для одного инструмента с сопровождением фп. - соната для виолы да гамба и клавесина (ок. 1705); для голоса в сопровождении фп. или с др. инструментом - 72 итал. кантаты для 1-3 голосов с генерал-басом; 28 итал. кантат для голоса или нескольких голосов, 7 франц. песен (1708), 24 англ. песни (опубл. 1731), 22 итал. дуэта с генерал-басом (1707-12, 1741-45), 2 итал. трио с генерал-басом (ок. 1708), 3 нем. песни (ок. 1696-98), 3 англ. кантаты для сопрано и скрипки или влч. с генерал-басом (ок.1720-30), псалмы-антемы (11 Чендосских, 1717-20; 4 коронационных для Георга II, 1727; свадебные - 1734 и 1736; похоронные - 1743; Деттингемские - 1743; для Приюта беспризорных детей - 1749), 5 Те Деум (1713, 1714, 1719, 1720-27, 1743); для хора без сопровождения - Гимн добровольцев (A song for the gentlemen volunteers of the city of London, 1745), Песнь победы над мятежниками (From scourging rebellion: A song of the victory…, 1746); музыка к драматич. спектаклям - «Алхимик» («The alchemist», пьеса Бен-Джонсона, 1732), «Альцеста» (Т. Смоллетта, 1750). Werke. Bd 1-100, Lpz., 1858-94. Письма: The letters and writings. Ed. by Е. H. Müller von Asow, L., 1935; Briefe und Schriften, hrsg. im Auftrage des Internationalen Musiker-Briefarchivs von Hedwig und Е. H. Müller von Asow, Lindau-W., 1949. ГЕНДЕЛЬ, Хендель (Haendel, Händel) Ида (p. 15 XII 1924, Хелм, Польша) - англ. скрипачка. Игре на скрипке обучалась у М. Михаловича в Варшавской консерватории, совершенствовалась у К. Флеша и Дж. Энеску в Париже. В 1937 дебютировала в лондонском «Куин Элизабет холле». Ведёт обширную конц. деятельность. Выступала с дирижёрами Г. Вудом, О. Клемперером, М. Сарджентом, Дж. Селлом, Ш. Мюншем, Т. Бичемом, Р. Кубеликом, К. Анчерлом и др. Участница мн. междунар. муз. фестивалей. С 1952 живёт в Канаде. 1-я исполнительница «Тартинианы II» Даллапикколы (на Радио, 1957, Турин). Гастролировала за рубежом (в СССР - 1960 и 1966). Г. принадлежит автобиографич. кн. «Женщина со скрипкой» («Woman with violin», 1970). |