ГЕРДЕР (Herder) Иоганн Готфрид (25 VIII 1744, Морунген, Вост. Пруссия, ныне Моронг, ПНР - 18 XII 1803, Веймар) - нем. философ, литературовед, писатель, критик. Один из классиков нем. эстетич. мысли. Сын школьного учителя. Учился на теологическом ф-те Кёнигсбергского университета, слушал лекции И. Канта. В 1764-69 помощник пастора в Риге; в 1769 был во Франции и познакомился с Д. Дидро; в 1770-71 - в Страсбурге, где был в дружеских отношениях с И. В. Гёте; с 1771 суперинтендант протестантской церкви в Бюккебурге; с 1776 жил в Веймаре. Г. - виднейший теоретик движения «Буря и натиск», воинствующий противник философии И. Канта и его формалистич. эстетики. Г. выдвинул идею эстетич. науки о музыке в своих первых лит. трудах - «О новейшей немецкой литературе. Фрагменты» («Ьber die neuere deutsche Literatur. Fragmente», Riga, 1766-68), «Критические леса» («Кritische Wälder», Riga, 1769). Он изложил свои муз.-эстетич. взгляды в «Каллигоне» («Кalligone», Fr.-Lpz., 1880), выдвинув в них новый, передовой для своего времени историч. подход к явлениям искусства и литературы. В противовес Канту Г. считал музыку «искусством человечества», отмечал её историч. связь с др. искусствами и со всем материальным миром. В споре о приоритете гармонии (Рамо) или мелодии (Руссо) Г. придерживался руссоистской точки зрения, считая мелодию «собственно музыкой». Вместе с Г. В. Лейбницем Г. утверждал, что муз. звуки способны привести человека в любое состояние. Г. выдвигал требование изучать «правила мелодии» и утверждал, что нац. мелодии каждого народа раскрывают его характер. Исторической заслугой Г. явилось обоснование идеи народности искусства и определение значения нар. песни. Издал сб. «Народные песни» («Volkslieder nebst untermischten Stücken…», 1778-79), во 2-м издании названный «Голоса народов в песнях» («Stimmen der Völker in Liedern», Tübingen, 1807), в котором тематически расположил песни различных народов мира. Г. занимался разл. сторонами муз. эстетики, в частности подчёркивал трудности понимания муз. искусства как искусства без слов. Г. подчёркивал особую, превосходящую др. искусства, мощь категории возвышенного в музыке. «Какой новый мир серьёзных целей открывается перед ней», - писал Г. о музыке в 1800. Г. предсказал появление композитора, который, осуществляя полное преобразование оперы, создаст синтетич. произв., объединяющее поэзию, музыку, драматическое и изобразительное искусства, и тем самым выдвинул идею, к-рая спустя полстолетия стала основой замыслов Р. Вагнера. Соч.: Werke, Bd 1-5, Weimar, 1957; Кalligone, Weimar, 1955. |