ГЕРОЛЬД (Herold) Луи Жозеф Фердинан (28 I 1791, Париж - 19 I 1833, Терн, близ Парижа) - французский композитор. Сын пианиста и комп. Франсуа Жозефа Г. (1755-1802). С детства обучался игре на фп., скрипке, изучал теорию музыки (у Ф. Фетиса). В 1802 поступил в Парижскую консерваторию, занимался у Л. Адана (фп.), К. Крейцера (скрипка), Ш. Кателя (гармония), с 1811- у Э. Мегюля (композиция). В 1812 получил Рим. пр. (за кантату «Мадемуазель де Лавальер»). 1812-15 провёл в Италии, где с успехом была пост. его первая опера «Юность Генриха V» («La gioventu di Enrico Quinto», 1815, театр «Дель Фондо», Неаполь). С 1820 аккомпаниатор «Театра Итальен» (Париж), с 1827 хормейстер театра «Корол. академия музыки». Основная область творчества Г. - опера. Писал преим. в жанре комич. оперы. В лучших из его лирико-комедийных произв. жизненность, жанровая характерность образов сочетаются с романтич. колоритом и лирич. выразительностью музыки. Опера «Луг писцов» («Le Prй aux clercs», по роману «Хроника царствования Карла IX» Мериме, 1832), в которой воспевается чистая, верная любовь и осмеиваются пустота, безнравственность придв. кругов, - одно из значит. произв. франц. комич. оперы 1-й пол. 19 в. Г. приобрёл известность романтич. оперой «Цампа, или Мраморная невеста» (1831), завоевавшей популярность на оперных сценах всех европ. стран. Музыке Г. свойственны мелодичность (его мелодика основывается на песенно-романсовых интонациях франц. гор. фольклора), изобретательность оркестровки. Соч.: оперы (св. 20), в т.ч. (даты пост.; все в театре «Опера комик», Париж) - Скромницы (Les Rosieres, 1817), Колокольчик, или Дьявол-паж (La Clochette, ou Le Diable page, 1817), Первый встречный (Le Preminer Venu, 1818), Менялы (Les Troquerus, 1819), Погонщик мулов (Le Muletier, 1823), Мари (1826), Иллюзия (L'Illusion, 1829), Цампа, или Мраморная невеста (Zampa, ou La Fiancee de marbre, 1831), Людовик (1833, завершена Ф. Галеви); 6 балетов (даты пост.) - Астольф и Джоконда (1827), Сомнамбула (1827), Лидия (1828), La Fille mal gardee (1828, на рус. сцене - под назв. Тщетная предосторожность), Спящая красавица (La Belle au bois dormant, 1829), Деревенская свадьба (La Noce de village, 1830); музыка к драме «Последний день Миссолонги» Озано (Le Dernier jour de Missolonghi, 1828, театр «Одеон», Париж); 2 симфонии (1813, 1814); 3 струн. квартета; 4 фп. концерта, фп. и скр. сонаты, инстр. пьесы, хоры, песни и др. |