ГЕРСТЕР (Gerster) Отмар (29 VI 1897, Браунфельс, земля Гессен - 1 IX 1969, Лейпциг) - немецкий композитор и педагог (ГДР). Чл. Нем. академии искусств в Берлине (с 1950). Учился композиции у Б. Зеклеса (1913-1916), игре на скрипке - у А. Ребнера (1919-21) в консерватории во Франкфурте-на-Майне. Играл на альте в квартетах (1923-27), был концертмейстером симф. оркестра (до 1927) во Франкфурте-на-Майне. В 1927-1947 преподавал игру на скрипке, альте, теорию музыки, композицию в муз. школе в Эссене. До 1933 и после 1945 рук. рабочих хоров. Профессор муз. теории и композиции в Высших школах музыки - в Веймаре (1947-52, в 1948-51 директор) и в Лейпциге (1952-62). Пред. Союза композиторов ГДР (1951-60). Оказал влияние на движение за возрождение хор. пения в Германии. В ранних сочинениях был близок к экспрессионизму и неоклассицизму, в поздний период стремился к созданию произв., осн. на муз. фольклоре (гл. обр. в операх). В музыке Г. совр. полифонич. язык, сложные гармонии сочетаются с простой, легко запоминающейся мелодией. Нац. пр. ГДР 2-й степени (1951). Соч.: оперы - Мадам Лизелотта (Эссен, 1933), Енох Арден (Дюссельдорф, 1936, ок. 100 пост. в разл. театрах), Ведьма из Пассау (Die Hexe von Passau, Дюссельдорф, 1941), Заколдованное «я» (Das verzauberte Ich, Вупперталь, 1949), Весёлый грешник (Der fröhliche Sünder, 1963); балет - Вечный круг (Der ewige Кreis, Дуйсбург, 1939); кантаты - Песня о рабочем человеке (Das Lied vom Arbeitsmann, 1929), Защитники жизни (Hüter des Lebens, 1952) и др.; для орк. - Праздничная музыка (Festliche Musik, 1931), симфонии (Маленькая, 1931, Тюрингская, 1952, Лейпцигская, 1965), Дрезденская сюита (по картинам нац. галереи, 1958), Верхнегессенские крестьянские танцы (Oberhessische Bauerntänze, 1938), концерты для разн. инстр. с орк.; камерн. соч.; хоры, циклы песен. О. Т. Леонтьева. ГЕРСТЕР (Gerster) Этелка (25 VI 1855, Кашау, ныне Кошице, Чехословакия - 20 VIII 1920, Понтеккьо, близ Болоньи) - венг. артистка оперы (сопрано). Пению училась у М. Маркези в Венской консерватории. По рекомендации Дж. Верди, который во время своего пребывания в Вене в 1875 слушал в исполнении Г. арию Виолетты, была приглашена в Венецию, где в 1876 выступила в партии Джильды (т-р «Фениче»). В последующие годы с большим успехом пела в Генуе, Марселе, Берлине, Будапеште, Лондоне, Нью-Йорке. В 1890 оставила сцену и преподавала пение в Париже, затем в Берлине (в 1896 открыла здесь школу пения; среди учениц - Л. Леман). Обладала голосом редкого по красоте тембра, лёгкостью звуковедения. Относится к числу крупнейших оперных певиц конца 19 в. Её исполнение отличалось вокальным мастерством, эмоциональной экспрессивностью и сценич. выразительностью. Лучшие партии Г.: Амина («Сомнамбула» Беллини), Линда («Линда ди Шамуни» Доницетти), Лючия, Виолетта, Розина. Др. партии: Офелия («Гамлет» Тома), Памина («Волшебная флейта»), Марта («Марта» Флотова), Эльза («Лоэнгрин»), Маргарита и др. Соч.: Stimmführer, В., 1906. |