ГЕТЕРОФОНИЯ (от греч. eteros - другой и ponn - звук) - вид многоголосия, возникающий при совместном (вокальном, инструментальном или смешанном) исполнении мелодии, когда в одном или неск. голосах происходят отступления от основного напева. Термин «Г.» применялся уже у древних греков (Платон, Законы, VII, 12), однако смысл, который ему придавался в то время, точно не установлен. Впоследствии термин «Г.» вышел из употребления и был возрождён лишь в 1901 нем. учёным К. Штумпфом, использовавшим его в указанном выше значении. Отступления от осн. напева в Г. обусловливаются естеств. различиями исполнит. возможностей человеч. голосов и инструментов, а также фантазией исполнителей. В этом заключаются общие для многих нар. муз. культур корни многоголосия. В развитых нар.-песенных и инстр. культурах на основе нац. различий, своеобразных форм бытования нар. муз. творчества и особенностей исполнителей выработались эстетич. нормы, местные традиции, возникли многообразные проявления основного принципа - одновременного сочетания разл. вариантов одной мелодии. В таких культурах заметны и разл. направления развития гетерофонного многоголосия. В одних преобладает орнаментальное, в других - гармоническое, в третьих - полифонич. варьирование мелодии. В совершенно особую ветвь Г. вылилось развитие рус. нар.-песенного многоголосия, приведшее к образованию самобытного склада - подголосочного многоголосия. Хотя достоверные письменные памятники, иллюстрирующие историю развития Г., отсутствуют, следы гетерофонного происхождения нар. многоголосия в большей или меньшей степепи сохранились повсюду. Это подтверждают как образцы древнего многоголосия, так и старинные нар. песни стран Зап. Европы: Образец органума из приписываемого Хукбальду трактата «Musica enchiriadis». («Руководство по музыке»). Танцевальная песня 13 века. Из собрания X. И. Мозера «Tönende Altertümer». Литовская народная песня «Aust ausrelй, tek saulelй» («Занимается зорюшка, всходит солнышко»). Из книги Я. Чюрлёните «Литовское народное песенное творчество». 1966. В ряде образцов нар. многоголосия зап.-европ. стран, где в целом следов Г. сравнительно со слав. и вост. культурами меньше, обнаруживается сочетание импровизационности с отобранными практикой средствами выражения, в частности с определившейся у отд. народностей вертикалью, с установившимся отношением к диссонансу и консонансу. Для мн. культур характерны унисонные (октавные) окончания, параллельное движение голосов (терциями, квартами и квинтами), преобладание синхронности в произношении слов. Русская народная песня «Оповадился Иван». Из сборника «Русские народные песни Поморья». Составитель С. Н. Кондратьева. 1966. Гетерофонный принцип заметен и в таких многоголосных нар.-песенных культурах, где двух- и трёхголосно достигли большой полифоничности. В процессе исполнения нередко наблюдается деление отдельных партий, периодически создающее увеличение числа голосов. Орнаментальное «расцвечивание» осн. мелодии в инстр. аккомпанементе свойственно Г. арабских народов в Сев. Африке. Отклонения от осн. напева (в сочетании с отд. ростками полифоничности), возникающие при исполнении мелодии мн. инструментами, каждый из которых варьирует мелодию в соответствии с наиболее характерной для него манерой исполнения и закреплёнными эстетическими принципами, составляют основу музыки для гамелана в Индонезии (см. нотный пример). Отрывок из музыки для гамелана. Из книги Р. Батки «Geschichte der Musik». Исследование разл. нар. муз. культур и внимательное изучение и творческое использование композиторами образцов нар. искусства, в т. ч. и традиций многоголосия, привели к осознанному обогащению их музыки гетерофонными типами взаимоотношений голосов. Образцы такого многоголосия встречаются у зап.-европ. и рус. классиков, у совр. советских и зарубежных композиторов. |