ГЕВАРТ (Gevaert) Франсуа Огюст (31 VII 1828, Хёйсе, близ Ауденарде - 28 XII 1908, Брюссель) - бельгийский музыковед, композитор и педагог. Окончил консерваторию в Генте (1841-47) по классам фп. Соммера и композиции Менгала. С 1848 служил церк. органистом. Жил во Франции, Испании, посетил Италию, Германию. В 1867-70 был музыкальным директором Оперы в Париже. В 1871-1908 директор Брюссельской консерватории (преемник Ф. Фетиса); провёл реформу обучения (усиление нац. элементов в методике преподавания муз.-теоретич. предметов, расширение курса гуманитарных дисциплин), создал ценные учебные пособия, основал общество «Концерты консерватории», которое имело важное значение (серия историч. концертов, знакомивших с музыкой разных народов и эпох) в муз. жизни Брюсселя. Наряду с Фетисом Г. - крупнейший представитель бельг. музыковедения 19 в. Выступив в конце 1840-х гг. как автор кантатной и оперной музыки (его лирико-комич. оперы шли с успехом в театрах Парижа, Брюсселя, Гента), Г. с 1860-х гг. посвятил себя науч. деятельности. Его первая крупная работа - «Трактат об инструментовке» (1863), который наряду с аналогичным трудом Г. Берлиоза стал важнейшим в этой области. В нём Г. выступает также как инструментовед, создатель муз.-типологич. системы классификации муз. инструментов (разделил их на группы по принципу звучащего тела - струн., дух., мембранные и самозвучащие), получившей дальнейшее развитие в трудах В. III. Маийона. Неоднократно дополняемый и перерабатываемый Г., трактат был переведён на мн. яз. (в т. ч. на рус. яз.) и долгое время служил осн. учебным пособием для студентов консерваторий. В 1870-1890 Г. создал свои историч. исследования, посв. проблемам муз. культуры античности и средневековья. Среди них выделяется «История и теория музыки античности», в которой обобщены результаты предшествующих исследований и выдвинуты новые науч. гипотезы. Г. издал ряд ценных муз. антологий, в т. ч. собрание вок. сочинений итальянский композиторов 17-18 вв., «Песни XV века» («Chansons du XV siecle»), сб. транскрипций классич. пьес для органа (Р., 1875). Соч.: оперы(11), в т. ч. Жоржетта (Georgette ou Le Moulin de Fontenoy, 1853), Сантаренские прачки (Les lavandieres de Santarem, 1855), Квентин Дорвард (по В. Скотту, 1858), Капитан Анрио (Le Capitaine Henriot, 1864); 8 кантат, в т. ч. «Король Лир» (Le Roi Lear; Рим. пр., 1847); произв. для орк., фп., органа, хоры, реквием, месса, песни и др. культовая музыка. Лит. соч.: Methode pour l'enseignement du plainchant et de la maniere de l'accompagner. Gent, 1856; Leerboek van den Gregoriaenchen zang, Gand, 1858; Traitй general d'instrumentation, Gand, 1863, перераб. и доп. - Nouveau traitй d'instrumentation, P.-Brux., 1885 (рус. пер. - Руководство к инструментовке, M., 1866, 1901; перераб. изд. - Новый курс инструментовки, М., 1892, 1913), 2-я ч. под названием Cours methodique d'orchestration, P.-Brux., 1885 (рус. пер. В. Ребикова - Методический курс оркестровки, М., 1900); Histoire et theorie de la musique de l'antiquitй, [t.] 1-2, Gand, 1875-81; Les origines du chant liturgique de l'йglise latine, Gent, 1890; La Melopee antique dans le chant de l'йglise latine, Gand, 1895, Osnabrück, 1967; Les problemes musicaux d'Aristote, v. 1-3, Gand, [1899]-1903 (совм. с J. Gh. Vollgraff); L'йxecution musicale, Gand, 1906; Traitй d'harmonie theorique et pratique, [t.] 1-2, P., 1908. |