ГИНЗБУРГ Антон Гилиарович (р. 18 IX 1930, Москва) - сов. пианист и ансамблист. В 1953 окончил Моск. консерваторию по классу фп. Г. Г. Нейгауза. Лауреат Междунар. конкурса пианистов им. Б. Сметаны в Праге (1957, 1-я пр.). С 1958 солист ВГКО, позднее Москонцерта. Выступал в ансамбле с С. Т. Рихтером, Н. Л. Дорлиак, И. Д. Ойстрахом. С 1969 - в ансамбле с Д. Б. Шафраном. С 1954 гастролирует за рубежом. ГИНЗБУРГ Григорий Романович [16 (29) V 1904, Нижний Новгород, ныне Горький - 5 XII 1961, Москва] - сов. пианист и педагог. Засл. деят. искусств РСФСР (1946). Окончил в 1924 Моск. консерваторию по классу фп. А. Б. Гольденвейзера, в 1928 - под его же руководством аспирантуру. Лауреат 1-го Междунар. конкурса пианистов им. Ф. Шопена в Варшаве (1927, 4-я пр.). С 1929 преподаватель, с 1935 профессор Моск. консерватории (до 1959). Среди учеников - Г. Б. Аксельрод, С. Л. Доренский, А. Г. Скавронский, М. З. Поллак. Исполнение Г. отличалось тонкостью и тщательностью отделки, филигранным техническим мастерством, проявлявшимся с особенным блеском при исполнении произв. Ф. Листа и др. композиторов 19 в. Был первым исполнителем мн. произв. советский композиторов. Автор обработок для фп. произв. Г. Пуньяни, Дж. Россини, Ф. Листа, Э. Грига, Л. Ружицкого и др. Гос. пр. СССР (1949). С 1923 гастролировал за рубежом. Написал «Заметки о мастерстве» («СМ», 1963, No 12). ГИНЗБУРГ Лев Соломонович [р. 15 (28) I 1907, Могилёв] - советский музыковед, виолончелист и педагог. Доктор искусствоведения (1947). В 1931 окончил Моск. консерваторию по классу виолончели С. М. Козолупова. В 1936-69 вёл в Моск. консерватории класс виолончели, с 1939 преподаёт историю и теорию смычкового искусства (с 1950 профессор). Как музыковед специализировался в области истории и теории смычкового искусства, эстетики муз. исполнительства, методики преподавания. Автор вступ. статей и комментариев к книгам: Струве Б. A., «Пути начального развития юных скрипачей и виолончелистов» ( М., 1952), Корредор X. М., «Беседы с Пабло Казальсом» (Л., 1960) и Сигети Й., «Воспоминания. Заметки скрипача» (М., 1969), а также мн. переложений и публикаций произв. для виолончели. Редактор «Школы для виолончели» К. Ю. Давыдова (совм. с С. М. Козолуповым, М.-Л., 1947) и др. Соч.: Луиджи Боккерини, М., 1938; К. Ю. Давыдов, М.-Л., 1950; История виолончельного искусства, кн. 1-2, M.-Л., 1950-57; A. A. Брандуков, М.-Л., 1951; Фердинанд Лауб, М., 1951; О работе над музыкальным произведением. Методический очерк, М., 1953; М., 1968; В. Г. Белинский и вопросы эстетики исполнительского искусства, в сб.: О музыкальном исполнительстве, М., 1954; Гануш Виган и Чешский квартет, М., 1955; Йозеф Славик, М., 1957; Пабло Казальс, М., 1958; М., 1966; Эжен Изаи, М., 1959; С. М. Козолупов - артист и педагог, в сб.: Вопросы музыкально-исполнительского искусства, вып. 3, М., 1962; Ludwig van Beethoven und Nikolai Golitzin, в кн.: Beethoven-Jahrbuch, Jahrg. 1959-60, Bonn, 1962; Мстислав Ростропович, M., 1963; Венявский в России, в сб.: Русско-польские музыкальные связи, М., 1963; История виолончельного искусства. Русская классическая школа, М., 1965; Скрипач Михаил Эрденко, в сб.: Вопросы музыкального исполнительского искусства, вып. 4, М., 1967; Государственный квартет им. Комитаса, там же; О некоторых эстетических проблемах музыкального исполнительства, в сб.: Эстетические очерки, вып. 2, М., 1967; К истории исполнения виолончельного концерта Дворжака, в сб.: Антонин Дворжак, М., 1967; Камерно-инструментальные ансамбли Глиэра, в сб.: Рейнгольд Морицевич Глиэр, т. 2, Л., 1967; Estetika studia nastrojovй hry, Praha-Bratislawa, 1968; Джузеппе Тартини, M., 1969; Zur Geschichte der Aufführung der Streichquartette Beethovens in Ruβland, Lpz., 1969; Исследования, статьи, очерки, M., 1971; Морис Марешаль, M., 1972, и др. И. M. Ямпольский. ГИНЗБУРГ Лео Морицевич [р. 30 III (12 IV) 1901, Варшава] - советский дирижёр и педагог. Засл. деят. искусств РСФСР (1966). В 1919 окончил муз. школу в Нижнем Новгороде по классу фп., в 1928 - Моск. консерваторию по классу дирижирования у К. С. Сараджева и Н. С. Голованова. Теорию музыки изучал у Г. Л. Катуара, Г. Э. Конюса и Б. Л. Яворского. В 1929-31 стажировался у О. Клемперера и Г. Шерхена (Берлин). В 1924-43 выступал как дирижёр в Москве, Ленинграде и др. городах (первый исполнитель мн. произв. советский композиторов, в т. ч. 13-й и 15-й симфоний Н. Я. Мясковского). В 1945-48 гл. дирижёр Азерб. филармонии (Баку). В 1930-43 и с 1948 преподаёт в Моск. консерватории (с 1939 профессор, в 1940-43 и в 1956-61 зав. кафедрой дирижирования). Среди его учеников - К. Д. Абдуллаев, И. Б. Гусман, B. П. Дубровский, В. Б. Дударова, К. К. Иванов, М. М. Малунцян, Д. Г. Китаенко, А. Н. Лазарев, А. Л. Стасевич, P. Ш. Мансуров и др. Автор очерков «На пути к теории» (СМ», 1972), статей и рецензий. И. М. Марков. ГИНЗБУРГ Семён Львович [р. 10 (23) V 1901, Киев] - советский музыковед и педагог. В 1922 окончил Ин-т истории искусств в Петрограде (рук. - Б. В. Асафьев), в 1923 - ф-т обществ. наук Петрогр. университета. С 1925 преподаёт историю музыки в Ленингр. консерватории (с 1935 профессор). В нач. 30-х гг. активный член «Ассоциации современной музыки». В эти же годы выступал в журн. «Современная музыка», в сб. «Новая музыка», «Музыкальная летопись», «De Musica» и др. со статьями по вопросам музыковедения (муз. библиография, педагогика, инструментоведение и др.). Г. - редактор мн. науч. сб., книг, переводов. С 1930-х гг. исследует историю музыки народов СССР. Соч.: Основные вопросы изучения музыкальных инструментов индейцев Южной Америки, в сб.: Музыкознание, вып. IV, Л., 1928; Что надо знать о симфоническом оркестре, Л., 1930, 1934, 1967; Французская музыка эпохи разложения феодализма и буржуазной революции, Л., 1933; Борьба за реализм во французской музыке XVIII века, Л., 1933; Музыка в музее (О концертах в Эрмитаже), Л., 1934; Основы музыкальной культуры. Тезисы, библиография, контрольные вопросы, Л., 1935; История русской музыки в нотных образцах, под ред. C. Л. Гинзбурга, вып. 1-3, М.-Л., 1940-52; 1968-69; Музыкально-историческое наследство Советского Узбекистана, в сб.: Пути развития узбекской музыки, под ред. С. Л. Гинзбурга, Л.-М., 1946, с. 11-26; Пушкин и грузинская песня (К истории создания стихотворения «Не пой, красавица, при мне»), в сб.: Пушкин. Исследования и материалы, М.-Л., 1953, с. 314-34; Музыкальная литература народов СССР. [Учебное пособие для муз. уч-щ], Л., 1963; 1970; Из истории взаимосвязей народов России в конце XIX - нач. XX века, в сб.: Русская музыка на рубеже XX века, М.-Л., 1966, с. 22-46, и др. И. М. Ямпольский. |