ГИСЛАНЦОНИ (Ghislanzoni) Антонио (25 XI 1824, Лекко - 16 VII 1893, Каприно-Бергамаско) - итал. либреттист, писатель, певец (баритон). Занимался на медицинском ф-те университета в Павии. Одновременно играл на контрабасе, учился пению. С 1846 выступал на сценах итал. оперных театров. В 1848 участвовал в освободит. войне, сражаясь в Ломбардии и Тоскане. В 1849 был схвачен французами, заключён в тюрьму. После освобождения пел в театрах Франции. С 1856, потеряв голос, занялся лит. и издат. работой. В 1865-78 сотрудничал в «Rivista minima di scienze, lettere ed arti», в 1866-72 - в «Gazzetta musicale di Milano». Автор романов, лучший из которых - «Артисты театра» («Gli artisti da teatro», 1856, 1865); пьес, новелл, эпиграмм, мн. статей о муз. театре и литературе, в т. ч. заметок и воспоминаний («Capricci letterari», v. 1-6, Bergamo, 1886-89; «Reminiscenze artistiche», Mil., 1869). Г. завоевал наибольшую известность как оперный либреттист. Создал св. 80 либр., среди них - «Мария Тюдор» (1859, музыка В. Н. Кашперова), «Обрученные» («Promessi sposi», 1869, музыка Э. Петреллы), «Литовцы» («Lituani», 1873, музыка А. Понкьелли), «Сальватор Роза» (1874, музыка К. А. Гомиса), «Папа Мартин» (1871) и «Франческа да Римини» (1878, музыка А. Каньони), «Калигула» (1874, музыка Э. Браги), «Эдмея» (1886, музыка А. Каталани). Особую популярность принесла Г. опера Верди «Аида», для которой им написан стихотворный текст (по либр., составленному в прозе Дю Локлем при участии композитора, 1870). Сделал также переработку текста финала его оперы «Сила судьбы» (2-я ред., 1869). Дж. Верди высоко ценил поэтич. дарование Г. Письма: I copialettere di G. Verdi, Mil., 1913; Дж. Верди. Избранные письма, пер., вступ. ст. и прим. А. Д. Бушен, М., 1959. |