ГЛАРЕАН, Глареанус (Glareanus; наст. имя и фам. - Генрих Лорис, Loris, Loritus, Loriti) (июнь 1488, Моллис, кантон Гларус - 28 III 1563, Фрейбург в Брейсгау, Юж. Германия) - швейц. поэт, филолог, муз. теоретик и педагог. Учился в лат. школе в Берне, в 1501-06 - в Ротвейле (Германия) у М. Рубеллуса, изучал музыку под руководством И. Кохлеуса, а также богословие в университете в Кёльне (с 1506). С 1510 магистр искусств, в 1512 получил звание поэта-»лауреата». Г. был основателем ряда уч. заведений-интернатов (в Базеле, 1514; Париже, 1517; Фрейбурге, 1527), преподавал в университетах Франции, Германии, Швейцарии разл. науки и искусства - математику, музыку, философию, историю, литературу и поэтику. Учёный-гуманист, обладавший широкими познаниями в разных областях науки, Г. общался с выдающимися учёными своего времени, в том числе Эразмом Роттердамским. Наибольшее значение имеют труды Г. в области теории музыки, в которых он опирался на музыкальную практику (признание реальных ладов), занимал прогрессивную позицию в оценке прошлого и современности. Его первая работа «Введение в музыкознание….» («Isagoge in musicen…», Базель, 1516) содержит главы о сольмизации, интервалах, ладах и их применении. Гл. труд Г. - муз. трактат «Додекахордон» («Dodekachordon» - «Двенадцатиструнник», 1519-39, изд. 1547) - исследование о средневек. церк. ладах. Опираясь на труды древнегреч. теоретиков и изучив особенности диатоники, он устанавливает существование 12 диатонич. ладов (а не 8, узаконенных средневек. муз. теорией). Им были впервые обоснованы ионийский (мажор) и эолийский (минор) лады. 3-я часть трактата содержит многочисл. примеры из сочинений предшественников и современников Г. - Й. Окегема, Я. Обрехта, Жоскена Депре и др. композиторов 15-16 вв., подтверждающие широкое применение описанных Г. ладов в муз. практике эпохи Возрождения. Этот трактат известен также под назв. «О музыке - её деление и определение» («De musices - divisione ас definitione», Basel, 1549). В 1888-90 «Додекахордон» издан с добавл. примеров из совр. партитур и выдержками из биографии Г., составленной Г. Шрайбером («Dodekachordon», Publikationen der Gesellschaft für Musikforschung). Среди совр. изд. - «Dodecachordon» (Faks., «Monuments of Music and music Literature in Faksimile», II, 65, N. Y., 1967, Hildesheim, 1969). Г. был редактором сочинений Боэция (изданы посмертно М. Ротой с комментариями И. Мурмеллия и М. Агриколы, 1570). Идеи Г. имели важное значение для развития гармонич. мышления в европ. музыке и оказали влияние на Дж. Царлино и др. муз. теоретиков. |