ГЛИССАНДО (итал. glissando, от франц. glisser - скользить) - особый приём игры, заключающийся в быстром скольжении пальца по струнам или клавишам муз. инструмента. В отличие от portamento, являющегося средством выразит. исполнения, не фиксируемого композитором в нотной записи и часто ошибочно называемого Г., собственно Г. фиксируется в потной записи, представляя неотъемлемую часть нотного текста. В фп. игре Г. достигается скольжением внешней стороны ногтевой фаланги большого или 3-го пальца (обычно правой руки) по белым или чёрным клавишам. В произв. для клавишных инструментов Г. впервые встречается у французский композитора Ж. Б. Моро в его сб. «Первая книга пьес для клавесина» («Premier livre pieces de clavecin», 1722). Особые технич. трудности представляет исполнение на фп. Г. гаммообразных последовательностей двойных нот (терций, секст, октав) одной рукой (при её твёрдо фиксируемом положении), требующее одновременного скольжения по клавишам двух пальцев (такого рода Г. исполняются и двумя руками). Относительно легко Г. исполняется на фп. старых конструкций с их более податливой, т.н. венской механикой. Возможно поэтому Г. параллельными секстами применялось уже В. А. Моцартом (вариации «Lison dormant»). Октавные Г. встречаются у Л. Бетховена (концерт до мажор, соната ор. 53), К. М. Вебера («Концертштюк», ор. 79), Г. терциями и квартами - у М. Равеля («Зеркала») и др. Если на клавишных инструментах с их темперированным строем при помощи Г. извлекается звукоряд с определённой высотой тонов, то на смычковых инструментах, для которых характерен свободный строй, посредством Г. извлекается хроматич. последовательность звуков, при которой необязательно точное исполнение полутонов (с Г. на смычковых инструментах не следует смешивать аппликатурный приём - исполнение хроматической гаммы скольжением пальца). Поэтому значение Г. при игре на смычковых инструментах гл. обр. в колористич. эффекте. Исполнение Г. некоторых пассажей на смычковых инструментах, кроме хроматич. звукоряда, возможно лишь при игре флажолетами. Один из ранних примеров Г. на смычковых инструментах - у итальянский композитора К. Фарины (в «Необычайном каприччо», «Capriccio stravagante», 1627, для скр. соло), использующего Г. как натуралистич. приём звукоподражания. В классич. музыке для смычковых инструментов Г. почти не встречается (редкий случай Г. восходящей хроматич. последовательности октавами в коде 1-й части концерта для влч. А. Дворжака). Как приём блестящей виртуозной игры Г. широко применялся в произв., написанных скрипачами и виолончелистами романтич. направления (Г. Венявский, А. Вьётан, П. Сарасате, Ф. Серве и др.). Особенно разнообразно используется Г. как тембровая окраска в муз. литературе 20 в. для смычковых инструментов и как колористич. прием в оркестровке (С. С. Прокофьев - Скерцо из 1-го концерта для скрипки; К. Шимановский - концерты и пьесы для скрипки; М. Равель - рапсодия «Цыганка» для скрипки; З. Кодай - Г. аккордами в сонате для влч. соло; Г. скрипок и контрабасов в «Испанской рапсодии» Равеля). Один из наиболее характерных примеров Г. влч. содержится во 2-й части сонаты для влч. и фп. Д. Д. Шостаковича. Особый приём составляет Г. флажолетами, напр. виолончелей у Н. А. Римского-Корсакова («Ночь перед рождеством»), В. В. Щербачёва (2-я симфония), Равеля («Дафнис и Хлоя»), альтов и влч. у М. О. Штейнберга («Метаморфозы») и др. Г. - широко распространённый приём в игре на педальной арфе, где оно получило совершенно особое применение (в сочинениях композиторов 1-й пол. 19 в. часто использовался итал. термин sdrucciolando). Apфовое Г. обычно строится на звуках септаккордов (в т.ч. и уменьшенных; реже на звуках нонаккордов). При игре Г. все струны арфы, с помощью перестройки отд. звуков, дают звучание только тех нот, которые входят в данный аккорд. При нисходящем движении Г. на арфе исполняется слегка согнутым первым пальцем, при восходящем - вторым (одной или двумя руками в сходящемся, расходящемся и перекрещивающемся движении рук). Изредка применяется Г. на гаммообразных последовательностях. Г. применяется при игре на медных дух. инструментах - на тромбоне с помощью движения кулисы (напр., соло тромбона в «Пульчинелле» И. Ф. Стравинского), трубе, на ударных инструментах (напр., Г. педальных литавр в «Музыке для смычковых инструментов, ударных и челесты» Б. Бартока). Г. широко используется в народной инстр. венг. (стиль вербункош), рум. и молд. музыке, а также в джазе. В нотной записи Г. обычно котируются лишь начальный и конечный звуки пассажа, промежуточные звуки заменяются чертой или волнистой линией. |