ГЛУМОВ Александр Николаевич [19 VIII (1 IХ)1901, Москва - 22 XII 1972, там же] - советский музыковед, актёр, чтец, писатель. Кандидат искусствоведения (1951). В 1923 окончил Высшие художеств, мастерские Малого театра. В 1923-37 актёр Малого театра, МХАТа 2-го, Ленингр. театра драмы им. Пушкина; с 1927 выступал в жанре художеств. чтения. Автор и режиссёр муз.-лит. постановок с участием симф. оркестров и муз. ансамблей: «Эгмонт» Гёте (1931, муз. Л. Бетховена), «Ленин» Маяковского (1932, муз. В. Я. Шебалина), «Пер Гюнт» Ибсена (1935, муз. Э. Грига), «Евгений Онегин» Пушкина (1942, муз. П. И. Чайковского), «Франческа да Римини» Данте (1945, муз. С. В. Рахманинова), «Гамлет» Шекспира (1946, муз. Н. Н. Рахманова, С. Н. Василенко) и др. Эта область работы Г. тесно связана с его музыковедч. трудами, осн. темы которых - музыкальность речевой интонации, синтез речи и музыки. Написал научно-историч. романы о комп. А. А. Плещееве «Юные вольнодумцы» (М., 1959) и «На рубеже века» (М., 1965) - две части задуманной трилогии. Соч.: Пушкин, Верстовский, Виельгорский, «СМ», 1934, No 1; «Лелио» Берлиоза, там же, 1934, No 2; Историческое развитие мелодрамы, там же, 1935, No 1; Пер Гюнт,… муз. Э. Грига, Л., 1935, расш. и доп., 1936; Революционные песни декабристов, «СМ», 1950, No 12; Музыкальный мир Пушкина, М.-Л., 1950; Музыка в русском драматическом театре, М., 1955; О музыкальности речевой интонации, в сб.: Вопросы музыкознания, т. 2, М., 1955, с. 291-322, и др. И. M. Ямпольский. |