ГЛУШКОВСКИЙ Адам Павлович (1793 - ок. 1870) - рус. артист балета, балетмейстер. Окончил Петерб. балетную школу в 1809, учился у И. И. Вальберха и Ш. Л. Дидло. В 1808-11 танцевал на петерб. сцене, с 1812 - первый танцовщик и балетмейстер в Москве, преподаватель Моск. балетной школы. После 1817 перешёл на пантомимные и характерные роли, в 1831 оставил исполнит. деятельность и до 1839 был гл. режиссёром моск. балетной труппы. Возглавив моск. балетный театр в период Отечеств. войны 1812, Г. передал патриотич. подъём народа, поставив 20 балетов-дивертисментов на рус. нар. темы: «Филатка с Федорой у качелей под Новинским» (1815), «1 мая, или Гулянье в Сокольниках» (1816) (оба на муз. С. И. Давыдова), «Торжество россиян, или Бивак под Красным» (1816), «Казаки на Рейне» (1817) (оба на сборную музыку) и др. В них Г. пропагандировал нац. фольклор, дал образцы театрализации рус. нар. плясок. Тогда же ставил многоактные балеты-мелодрамы в стиле «романа ужасов» на музыку, подобранную капельмейстером М. Ф. Керцелли: «Развратный, или Вертеп разбойников» (1814), «Смерть Рожора, ужаснейшего атамана разбойников…» (1816) и др. В 1817 перенёс на моск. сцену балет Дидло «Зефир и Флора» с музыкой К. А. Кавоса (всего Г. воспроизвёл 14 балетов Дидло). Нек-рые из них обрели в трактовке Г. особую остроту свободолюбивых мотивов раннего романтизма («Венгерская хижина» А. Венюа, 1819). Г. поставил первый балет на сюжет А. С. Пушкина: «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника» Шольца (1821). Роль Руслана исполнял сам балетмейстер. Эффектное феерич. зрелище прожило на моск. сцене 10 лет, а в 1824 было перенесено и в Петербург. Воздействия романтич. мелодрамы сказались в дивертисменте Г. «Праздник гарема» (на темы «Бахчисарайского фонтана»), включённом в постановку «Керим-Гирея» Шаховского (1827), и балете «Чёрная шаль, или Наказанная неверность» (1831) (оба на сборную музыку). К романтич. балетной пушкиниане Г. примыкает трёхактный балет «Три пояса, или Русская Сандрильона» на музыку Шольца (1826), по мотивам сказки В. А. Жуковского. Театрализация рус. муз.-плясового фольклора, свободолюбивых образов поэзии рус. романтизма, развитие на рус. нац. почве эстетич. опыта Дидло определяют прогрессивное значение творчества Г. для балетного театра 1810-30-х гг. Г. - первый теоретик и историк рус. хореографии. Его лит. труды содержат ценные сведения и размышления о балете 1-й пол. 19 в. Соч.: Из воспоминаний о знаменитом хореографе К. Л. Дидло, «Москвитянин», 1856, т. 1, кн. 4, с. 385-412; Воспоминания балетмейстера, [вступит. ст. Ю. Слонимского], Л.- М., 1940. |