ГОЛЬДЕНВЕЙЗЕР Александр Борисович [26 II (10 III) 1875, Кишинёв - 26 XI 1961, Москва] - сов. пианист, композитор, педагог, муз. писатель и обществ. деятель. Нар. арт. СССР (1946). Доктор искусствоведения (1940). В 1895 окончил Моск. консерваторию по классу фп. П. А. Пабста (ранее занимался у А. И. Зилоти) и композиции (1897, у М. М. Ипполитова-Иванова, занимался также у А. С. Аренского и у С. И. Танеева - по контрапункту). В 1906-61 профессор по классу фп., в 1936-59 зав. кафедрой, в 1918-19 помощник директора, в 1919-22 проректор, в 1922-24 ректор, в 1932-34 заместитель директора, в 1939-42 директор Московской консерватории. Г. - создатель одной из крупнейших сов. пианистич. школ, активный участник перестройки муз. образования и разработки совр. системы подготовки музыкантов в СССР, автор многочисл. статей и докладов по этим вопросам. Г. был видным представителем моск. школы пианизма, выступал как солист и ансамблист, заслужив признание пропагандой творчества рус. и зарубежных классиков, произв. советский композиторов. Большое значение в формировании Г. как пианиста имело тесное общение его с С. В. Рахманиновым, А. Н. Скрябиным и Н. К. Метнером. Интерпретация Г. отличалась глубоким проникновением в замысел автора, тонким чувством стиля, бережным отношением к деталям текста. Гл. задачей педагога Г. считал воспитание музыканта, способного творчески осмыслить произв. Проблемы фп. техники, аппликатуры, педализации он рассматривал в органич. связи с худож. задачами. Г. никогда не подавлял инициативу учеников, способствовал раскрытию индивидуальности учащегося. Г. воспитал более 200 музыкантов. Среди них пианисты, проф. Моск. консерватории - С. Е. Фейнберг, Г. Р. Гинзбург, Л. И. Ройзман, Т. П. Николаева, доценты Моск. консерватории - Д. А. Башкиров, Д. Д. Благой, З. А. Сосина и др. видные исполнители. Учениками Г. по классу фп. были композиторы - С. А. Евсеев, Д. Б. Кабалевский, В. В. Нечаев, В. Г. Фере, пианисты - Л. Н. Берман, Я. Р. Гинзбург, А. Л. Каплан, Л. М. Левинсон, Р. В. Тамаркина и др. Исполнительские и педагогич. принципы Г. получили отражение не только в его статьях, но и в редакциях сочинений И. С. Баха, Д. Скарлатти, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Р. Шумана, Ф. Листа, П. И. Чайковского. Автор лит. сочинений. Г. принадлежит редакция кн. «Письма Ф. Шопена» (М., 1929). Гос. пр. СССР (1947). В состав Музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки входит в качестве филиала квартира-музей Г. (с 1959). Соч.: оперы - Пир во время чумы (1942), Певцы (1942-43), Вешние воды (1946-47); кантата - Свет Октября (1948); для орк. - увертюра (по Данте, 1895-97), 2 Русские сюиты (1946); камерно-инстр. произв. - струнный квартет (1896; 2-я ред. 1940), Трио памяти С. В. Рахманинова (1953); для скрипки и фп. - Поэма (1962); для фп. - 14 революционных песен (1932), Контрапунктические эскизы (2 тетр., 1932), Полифоническая сонатина (1954), Соната-фантазия (1959), и др., песни и романсы. Лит. соч.: Вблизи Л. Н.Толстого. Записи за 15 лет, т. 1-2, М., 1922-23, 1959; Об основных задачах музыкального воспитания, «СМ», 1934, No 10; Из моих воспоминаний, в кн.: С. И. Танеев. Материалы и документы, т. 1, М., 1952; Л. Н. Толстой и музыка, в кн.: Лев Толстой и музыка, М., 1953; Из личных воспоминаний о С. В. Рахманинове, в кн.: Воспоминания о Рахманинове, т. 1, М., 1957; О музыкальном исполнительстве. Из заметок старого исполнителя-пианиста, в кн.: Вопросы музыкально-исполнительского искусства, сб. 2, М., 1958; Советы мастера, «СМ», 1965, No 5; Об исполнительстве. О редактировании, в кн.: Вопросы фортепианно-исполнительского искусства, вып. 1, М., 1965; 32 сонаты Бетховена, М., 1966, и др. |