ГОЛЬДМАРК (Goldmark) Карой (Карл) (18 V 1830, Кестхей, Венгрия - 2 I 1915, Вена) - венгерский композитор. Игре на скрипке учился в муз. училище в Шопроне (1842-44), брал уроки у Л. Янзы в Вене(1844-45), где занимался в консерватории (1847-48) у И. Бёма (класс скрипки) и Г. Прейера (гармония). В 1848-58 играл на скрипке в театр. оркестре в Шопроне, Дьёре, Буде; в Вене с 1859. Принимал участие в революц. событиях 1848. Преподавал фп. игру в Шопроне, Будапеште и Вене. Выступал как муз. критик в «Кonstitutionelle Zeitung» (среди статей неск. посв. Л. Вейнеру). Признание Г. принесли увертюра «Сакунтала» (1865; получила высокую оценку Э. Ганслика) и особенно опера «Царица Савская» (пост. в Венской придв. опере), отличающаяся ясностью формы, умелым использованием вост. колорита и яркостью персонажей; с успехом шла в театрах Германии, Италии, США и Испании, позднее - в Англии (1910). Музыка Г. характеризуется лиричностью, романтической направленностью, сочетанием современных европейских приёмов письма с элементами подлинного венгерского музыкального фольклора. Соч.: оперы - Царица Савская (Die Кцnigin von Saba, 1875, Вена), Мерлин (1886, Вена), Сверчок на печи (Das Heimchen am Herd, пo Диккенсу, 1896, Вена), комич. опера Пленница (Briseis, 1899, Будапешт), Гец фон Берлихинген (по Гёте, 1902, Будапешт), Зимняя сказка (Ein Wintermärchen, по Шекспиру, 1907, Вена); для орк. - увертюры: Сакунтала (1865), Пентесилея (1879), Прометей прикованный (Der gefesselte Prometheus, 1889), Сафо (1893), В Италии (ор. 49, 1904), Из юных дней (Aus Jugendtagen, op. 53, 1913), 2 симф. поэмы: Сельская свадьба (Ländliche Hochzeit, 1876), Црини (1903), скерцо A-dur (op. 45, 1894); концерт для скрипки (ор. 28, 1877), камерные соч. - фп. трио (1859), струн. квартет (ор. 8, 1860), 2 струн. квинтета (ор. 9 и 30, 1862 и 1879); сонаты с фп.; хоры. Лит. соч.: Erinnerungen aus meinem Leben, W., 1923. |