ГОЛЬДШМИДТ (Goldschmidt) Харри (p. 17 VI 1910, Базель) - швейц. музыковед и муз.-обществ. деятель. Учился в Базеле в консерватории у Ф. Вейнгартнера (дирижирование) и в университете у К. Нефа и Ж. Хандшина (музыковедение), в Кенигсберге - у Г. Шерхена (дирижирование). Совершенствовался в Берлине и Париже. В 1934-39 и в 1945-49 муз. критик швейц. газет. Организовал в Базеле рабочий симф. оркестр, руководил рабочими хорами. С 1948 живёт в Берлине (ГДР). В 1949 гл. рук. по муз. вопросам в сов. секторе Берлина; в 1948-50 ред. муз. отдела Берлинского радио. В 1950-55 профессор истории музыки в Высшей школе музыки в Берлине. В 1955-56 читал курс лекций по истории европ. музыки в Китае. С 1957 профессор университета Гумбольдта, в 1961-65 рук. Центр. института муз. исследований в Берлине, муз. критик журн. «Musik und Gesellschaft» и «Beitrage zur Musikwissenschaft». Соч.: Franz Schubert. Ein Lebensbild, В., 1954, доп., Lpz., 1964 (рус. пер. - Гольдшмидт Г., Франц Шуберт. Жизненный путь, М., 4968); Das Vermächtnis von Johannes Brahms, «Musik und Gesellschaft», 1953 (рус. пер. - Наследие Иоганнеса Брамса, в сб.: Избр. статьи музыковедов ГДР, М., I960); Musikalische Gestalt und Intonation, «Beitrage zur Musikwissenschaft», Jahrg. V, 1963, H. 4, S. 283-90 (рус. пер. - Музыкальный образ и интонация, в сб.: Интонация и музыкальный образ, М., 1965, с. 134-47). ГОЛЬДШМИДТ (Goldschmidt) Хуго (19 IX 1859, Бреславль, ныне Вроцлав, Польша - 26 XII 1920, Висбаден) - немецкий музыковед. Ученик Ю. Шеффера (Бреславль). Учился пению у Й. Штокхаузена во Франкфурте (1887-90), затем под рук. Э. Бона изучал историю музыки в Бреславле. В 1893-1905 был одним из директоров, с 1918 - профессор консерватории Клиндворта-Шарвенки в Берлине. Труды Г. посвящены гл. обр. методике и истории вок. искусства, истории итал. оперы, муз. эстетике 18 в. Соч.: Die italienische Gesangsmethode des 17. Jahrhunderts und ihre Bedeutung für die Gegenwart, Breslau, 1891; Handbuch der deutschen Gesangspädagogik, Tl 1, Lpz., 1896; Studien zur Geschichte der italienischen Oper im 17. Jahrhundert, Bd 1-2, Lpz., 1901-04; Die Lehre von der vokalen Ornamentik, Scharlottenburg, 1907; Die Musikästhetik des 18. Jahrhunderts und ihre Beziehungen zu seinem Кunstschaffen, Z.- Lpz., 1915, Hildesheim, 1968. |