ГОЛЕЙЗОВСКИЙ Касьян Ярославич [22 II (5 III) 1892, Москва - 4 V 1970, там же] - сов. артист балета и балетмейстер. Засл. арт. БССР (1940), засл. деят. искусств Литов. ССР (1945). Начал балетное образование в Москве (ученик Н. П. Домашева), с 1907 учился в Петерб. театр. уч-ще у М. К. Обухова и М. М. Фокина. По окончании в 1909 был принят в Мариинский театр. В 1910 переведён в Москву в Большой театр. Исполнял партии: Голубая птица («Спящая красавица»), Мотылёк («Золотая рыбка» Минкуса), бог Камон («Саламбо» Арендса). Принимал участие в новаторских работах Фокина и А. А. Горского. В 1916 балетмейстер Мамоновского театра миниатюр и театра «Летучая мышь», в 1918-1919 руководитель Студии танца (пост. балеты для детей «Макс и Мориц», «Белоснежка» и др.), реорганизованной в 1920-22 в Моск. камерный балет (пост. одноактные балеты «Саломея» па музыку Р. Штрауса, «Фавн» на музыку Дебюсси). Музыкальность и богатая фантазия в области хореографич. форм определили самобытность творчества Г. Утверждая собств. стиль, он обращался к произв. С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, Ф. Шопена в поисках балетных соответствий с эмоциоиальпо-пластич. выразительностью музыки. Его балеты «Арлекинада» на музыку Шаминад (1920) и «Трагедия масок» Бера (1923), а также конц. программы привлекли внимание зрителей и критики. На сцене Экспериментального театра (Москва) Г. в 1925 пост. по своим сценариям балеты «Иосиф Прекрасный» Василенко и «Теолинда» на музыку Ф. Шуберта в инструментовке Рогаль-Левицкого, в 1926 - «Смерч» Вера, заявив себя сложившимся и крупным художником. Он пластически осовременивал классич. танец, обращался к характерности, гротеску («Испанские танцы» и «Эксцентрические танцы» на музыку Дунаевского, танцы герлс и др.). С сер. 1930-х гг. работал в разных нац. театрах республик Сов. Союза: «Спящая красавица», Харьков, 1935; «Бахчисарайский фонтан», Минск, 1939; Львов, 1948; «Ду гуль» Ленского, Душанбе, 1941. В 1953 поставил «Половецкие пляски» в опере «Князь Игорь» (Большой театр). В 1960-61 создал конц. программы на муз. Скрябина и Листа, в 1962 - балет «Скрябиниана», в 1964 - «Лейли и Меджнун» Баласаняна (Большой театр). Г. - автор мн. полемич. статей о балете и книги «Образы русской народной хореографии» (М., 1964). |