ГОРСКИЙ Александр Алексеевич [6(18) VIII 1871, Петербург - 20 X 1924, Москва] - рус. артист балета, педагог и балетмейстер. Засл. арт. имп. (позднее гос. академия.) театров (1915). Учился в Петерб. театр. уч-ще у П. К. Карсавина и М. И. Петипа (окончил в 1889). В 1889-1900 был танцовщиком Мариинского театра (Петербург). С 1901 режиссёр балета, в 1902-24 балетмейстер Большого театра (Москва). На деятельность Г.-хореографа оказали влияние передовые поиски режиссёров и художников Частной оперы Мамонтова и МХТа. Знаток спектаклей Петипа, Г. шёл от буквальных повторов его постановок на моск. сцене («Спящая красавица», 1899; «Раймонда», 1900) к творческой переработке, заботясь о логике и стройности сюжета, режиссуре ансамблей. Значит. художеств. явлением была его постановка балета «Дон Кихот» (1900, Большой театр). Г. решительно обновлял репертуар Большого театра под знаком драматизации действия в переработанных им балетах: «Баядерка» Минкуса (1904), «Коппелия»; «Дочь фараона» Пуньи (оба в 1905) и др. В то же время в пост. Г. танец, подчинённый логике поступков и ситуаций, утрачивал обобщающие свойства, на первый план выходила пантомимная зрелищность, музыке отводилась иллюстративная роль («Дочь Гудулы» Симона, по роману «Собор Парижской богоматери» Гюго, 1902; «Саламбо» Арендса, 1910). Среди др. пост.: «Любовь быстра!» на муз. Грига, «Шубертиана». В 1916 Г. впервые осуществил опыт балетной пост. симфонии (5-я симфония Глазунова, 1916). В сов. время пост.: «Стенька Разин» на муз. Глазунова (1918), «Вечно живые цветы» Асафьева (1922), «Щелкунчик» (1919) и др. Прогрессивные для своего времени, хотя и противоречивые поиски Г. сказались в практике сов. хореографич. режиссуры 1930-40-х гг. ГОРСКИЙ Константин Константинович [13 VI 1859, Лида, ныне Гродненской обл. - 31 V 1924, Познань] - рус. скрипач, композитор и педагог. По национальности поляк. Игре на скрипке учился у Ап. Контского в Варшаве. В 1881 окончил Петерб. консерваторию по классу Л. С. Ауэра, по композиции занимался у Н. А. Римского-Корсакова. Преподавал в муз. уч-щах РМО в Саратове, Тбилиси, Пензе, Харькове; концертировал (в 1893 исполнил в Харькове концерт Чайковского для скрипки с оркестром под упр. автора). В 1919 переселился в Польшу, работал концертмейстером оркестра оперы в Познани. Автор оперы «Маргер» (клавир изд. 1905, пост. 1927, Познань), симф. поэмы, пьес для скрипки и фп., органной фантазии, песен, духовной музыки и др. |