«ГРАНД-ОПЕРА» (Grand Opera) (офиц. название - Национальная академия музыки и танца) - гос. оперный театр в Париже, крупнейший центр франц. муз.-театр. культуры. Осн. в 1669 под назв. «Королевская академия музыки» поэтом П. Перреном и композитором Р. Камбером, которые получили от короля Людовика XIV патент на организацию постоянного оперного театра в Париже. В 1671, после объединения с Королевской академией танца (созданной в 1661 под рук. П. Бошана), театр был преобразован в Королевскую академию музыки и танца и открыт 3 марта 1671 постановкой муз. трагедии «Помона» (либр. П. Перрена, музыка Р. Камбера). В 17-19 вв. спектакли ставились в разл. театр. помещениях, в т. ч. в «Пале-Рояль» (1674-1763, 1769-81), «Саль Монтансье» (1794-1820), «Саль де ла рю Ле Пелтье» (1821-73). С конца 18 в. неоднократно изменялось назв. театра: «Театр Искусств», «Театр Республики и Искусств», «Театр Оперы», «Императорская академия музыки» (1804-14), «Королевская академия музыки и танца» (1815-71), «Национальная академия музыки и танца» (с 1871). В 1875 театр открылся в новом здании, построенном в 1861-74 арх. Ш. Гарнье, и получил назв. «Г.-О.». Реконструированный в 1936, театр обладает отличным совр. технич. оборудованием сцены (в т. ч. одной из лучших в мире свето-цветовой и декорац. установкой). Зрит. зал имеет 2130 мест; зеркало сцены - 16 м, ширина основной сцены -30 м, глубина - 37 м (с использованием располож. сзади сцены танц. фойе - до 50 м), высота (от трюма до колосников) - 17 этажей. Здание т-pa отличается монумент. великолепием, декоративной роскошью внешней и внутр. отделки (скульптурные украшения, мозаика позолота). С 1939 «Г.-О.» входит в Объединение национальных музыкальных театров (вместе с театром «Опера комик»). В 17-18 вв. деятельность театра в основном связана с возникновением и развитием двух жанров франц. нац. оперы - лирич. трагедии и оперы-балета. Создатель жанра лирич. трагедии, Ж. Б. Люлли возглавлял театр в 1672-87 (был композитором, муз, директором и постановщиком оперных спектаклей). Произв. Люлли составляли почти весь репертуар театра, в т. ч. здесь ставились - «Альцеста, или Торжество Алкида» (1674), «Атис» (1676), «Психея» (1678), «Роланд» (1685), «Армида» (1686) и др.; оперы-балеты - «Триумф любви» (1681), «Храм мира» (1685). В этот период выдвигаются первые выдающиеся исполнители: певица М. Ле Рошуа, танцовщица Лафонтен, танцовщики и балетмейстеры П. Бошан и Л. Пекур. После смерти Люлли театр ставил произв. его последователей: М. А. Шарпантье, основоположника жанра оперы-балета А. Кампра («Галантная Европа», 1697; «Венецианские празднества», 1710), А. К. Детуша и др. Расцвет франц. нац. оперы в 18 в. связан с именем Ж. Ф. Рамо; на сцене театра шли его лирич. трагедии - «Кастор и Поллукс» (1737), «Зороастр» (1749), «Анакреон» (1754) и др.; оперы-балеты - «Галантная Индия» (1735), «Храм славы» (1745), «Паладины» (1760) и др. Со 2-й пол. 18 в. значит. место занимают произв. Н. Пиччинни и особенно реформаторские оперы К. В. Глюка («Ифигения в Авлиде», «Орфей и Эвридика», 1774; «Альцеста», 1776; «Армида»,1777; «Ифигения в Тавриде», 1779, и др.). В 1713 при театре была основана балетная школа, а к концу 18 в. благодаря реформам Ж. Ж. Новера балет окончательно определился как самостоят. вид искусства. Среди известных исполнителей 18 в. выделялись: певцы - М. С. Арну, М. Фель, Л. Р. Дюгазон, Ж. Б. Мартен и др.; балерины - М. А. Камарго, М. Салле, М.М. Гимар, Т. Вестрис; танцовщики и балетмейстеры - Л. Дюпре, Г. и О. Вестрис, Ж. Ж. Новер, Ж. Доберваль, М. и П. Гардель. В годы Великой французской революции на сцене «Г.-О.» ставятся оперы Ф. Ж. Госсека («Дар свободе», с балетом на музыку Марсельезы, 1792; «Триумф Республики, или Лагерь при Гранпре», 1793), А. Гретри («Республиканская избранница, или Праздник разума», «Тиран Дионисий», 1794), явившиеся непосредственным откликом на революц. события. В нач. 19 в. были поставлены некоторые произв. Л. Керубини, Ж.Ф. Лесюэра, Г. Спонтини и др. С 20-х гг. 19 в. складывается новый жанр т. н. большой оперы, отличающийся историч. и героико-патриотич. тематикой. В эту эпоху «Г.-О.» становится центром франц. романтич. оперно-балетного искусства, на его сцене осуществляются первые постановки опер Дж. Россини («Осада Коринфа», 1826; «Моисей», 1827; «Вильгельм Телль», 1829), Ф. Обера («Немая из Портичи», 1828), Дж. Мейербера («Роберт-Дьявол», 1831; «Гугеноты», 1836; «Пророк», 1849), Ф. Галеви («Дочь кардинала», 1835), Г. Берлиоза («Бенвенуто Челлини», 1838), Г. Доницетти («Мученики» и «Фаворитка», 1840); балетов Ф. Герольда («Сомнамбула», 1827; «Спящая красавица», 1829), А. Адана («Жизель», 1841) и др. С сер. 19 в. развитие франц. оперного искусства (возникновение жанра лирич. оперы, оперный реализм Ж. Визе) в основном связано с деятельностью др. парижских театров - «Опера лирик» и «Опера комик», однако новые тенденции характерны и для репертуара «Г.-О.», представленного в этот период операми Ш. Гуно («Сафо», 1851; «Кровавая монахиня», 1854; «Царица Савская», 1862; «Фауст», 1869; «Ромео и Джульетта», 1883), Дж. Верди («Сицилийская вечерня», 1855; «Дон Карлос», 1867; «Риголетто», 1885; «Отелло», 1894), Р. Вагнера («Тангейзер», 1861; «Лоэнгрин», 1891), А. Тома («Гамлет», 1868), Ж. Массне («Король Лагорский», 1877; «Сид», 1885; «Таис», 1894), К. Сен-Санса («Генрих VIII», 1883; «Самсон и Далила», 1892); балетами Л. Делиба («Коппелия», 1870; «Сильвия», 1876), Э. Лало («Намуна», 1882) и др. В 19 в. на сцене «Г.-О.» выступали многие выдающиеся исполнители: певцы - М. Малибран, П. Виардо-Гарсиа, Л. Даморо-Чинти, Джулия Гризи, М. К. Фалькон, М. Ж. Д. Арто, А. Патти, А. Нурри, Ж. Дюпре, Ж. Л. Лассаль, В. Морель, Э. и Я. Решке и др.; балерины - М. Тальони, Ф. Эльслер, К. Гризи, Л. Гран, Ф. Черрито, Р. Сангалли; танцовщики и балетмейстеры - Ф. Тальони, Ж. Коралли, Ж. Перро, Л. Петипа, А. Сен-Леон, Л. Мерант и др.; дирижёры - Ш. Ламурё, Э. Колонн. С нач. 20 в. до 2-й мировой войны 1939-45 в репертуаре «Г.-О.» наряду с европ. оперной классикой (в т. ч. русской - «Борис Годунов», «Золотой петушок») значит. место занимают произв. совр. композиторов: Р. Штрауса («Саломея», 1910), И. Ф. Стравинского («Соловей», 1914; «Мавра», 1922), В. д'Энди («Легенда о св. Кристофе», 1920), Дж. Ф. Малипьеро («Семь канцон», 1920), М. Равеля (балеты «Болеро», 1928, «Вальс», 1929), А. Онеггера («Амфион», 1931), Д. Мийо («Максимилиан» 1932), Дж. Энеску («Эдип», 1936), A. Core («Пармская обитель», 1939), Ф. Пуленка (балет «Примерные звери», 1942) и др. Для возрождения франц. балета большое значение имели «Русские сезоны», организованные С. П. Дягилевым в Париже (в 1909-13; ряд спектаклей был показан в «Г.-О.»). В этот период на сцене «Г.-О.» выступали: певцы - Р. Карон, М. Журне, М. Рено, Ж. Ф. Дельмас, Л. Бреваль, Ж. Любен, Ж. Тиль, Э. Карузо, Ф. Шаляпин; танцовщицы - К. Замбелли, А. Павлова, О. Спесивцева, Л. Дарсонваль; танцовщики - А. Авелия, В. Нижинский, С. Перетти; работали балетмейстеры - Л. Стаатс, М. Фокин, С. Лифарь; дирижёры - П. Мон-тё, Р. Дезормьер. После 2-й мировой войны «Г.-О.» сохраняет значение одного из крупнейших акад. оперных театров Европы. Среди лучших спектаклей 1950-72: оперы - «Боливар» Мийо (1-я пост. 1950), «Оберон» Вебера, «Волшебная флейта» Моцарта, «Жанна д?Арк на костре» Онеггера, «Диалоги кармелиток» (1-я пост. во Франции, 1957) и «Человеческий голос» Пуленка, «Ночной полет» Даллапякколы, «Кармен» Визе (впервые в «Г.-О.», 1959), «Воццек» Берга (впервые в «Г.-О.», 1963), «Галантная Индия» Рамо, «Норма» Беллини, «Медея» Керубини, «Дон Карлос» Верди, «Тангейзер» Вагнера, «Тоска» Пуччини, «Троянцы» Берлиоза, «Ифигения в Тавриде» Глюка, «Саломея» и «Кавалер роз» Р. Штрауса (1971-72); балеты - «Федра» Орика (1-я пост., 1950), «Ромео и Джульетта» Прокофьева (1-я постановка во Франции, 1955), «Осуждение Фауста» на музыку Берлиоза (хореографическая оратория, 1964), «Собор Парижской богоматери» Жарра (1-я постановка, 1965), «Коппелия» Делиба, «Дафнис и Хлоя» Равеля и другие. В эти годы в театре «Г.-О.»выступали: певцы - Р. Креспен, Р. Гор, А. Ланс, Ж. Жиродо, Р. Массар, Г. Бакье, Д. Дюваль, М. Робен, Ж. Род, Р. Бьянко, М. Каллас, Т. Гобби, Н. Гедда и другие; танцовщицы - И. Шовире, К.Бесси, Л. Дейде, Ж. Амьель, К. Мот, Ж. Райе, К. Власси, Н. Тибон, Н.Пунтуа, Ф. Зюмбо; танцовщики - Ю. Алгаров, М. Рено, П. Ван-Дейк, А. Лабис, С. Атанасов, Ж. П. Боннефу, Ж. Пилетта, Ж. П. Франкетти; работали балетмейстеры - Ж. Скибин, X. Ланнер, М. Бежар, Р. Пти, М. Декомбе, Дж. Тарас и др.; дирижёры - Ш. Мюнш, А. Клюитенс, Л. Форестье, Ж. Претр, И. Маркевич, П. Булез, Ж. Периссон, Р. Бло, Р. Бларо, М. Кеваль и др. Состав муз. труппы меняется, поскольку контракты, как правило, возобновляются ежегодно. На сцене «Г.-О.» гастролируют иностр. труппы, в т. ч. Байрёйтский театр, театр «Сан-Карло» (Неаполь), балетная (1958, 1972) и оперная (1969-70) труппы Большого театра СССР и др. Балетная труппа «Г.-О.» гастролировала в СССР (1958, 1969-70). |