ГРАУН (Graun) - нем. муз. деятели, братья. Август Фридрих Г. (1698 или 1699, Варенбрюк - 5 V 1765, Мерзебург) - кантор соборной школы в Мерзебурге (с 1729). Сохранились его 4-голосные «Кyrie» и «Gloria». Иоганн Готлиб Г. (1702 или 1703, Варенбрюк- 27 X 1771, Берлин) - скрипач и композитор. Учился в Дрездене сначала у кантора З. Грундига, в 1713-21 в дрезденской Крёйцшуле, затем - игре на скр. у И. Г. Пизенделя, позднее - в Падуе у Дж. Тартини. В 1726-28 капельмейстер в Мерзебурге, где его учеником был В. Ф. Бах. В 1732 работал при дворе Прусского кронпринца (будущего короля Фридриха II) в Рейнсберге. С 1740 концертмейстер корол. капеллы в Берлине. Был известен как автор многочисл. инстр. произв. (в т. ч. скрипич. концертов). И. Г. - основоположник сев.-немецкой инстр. школы. Сочетал итал. гомофонное письмо с контрапунктическим. Соч.: для орк. - симфонии (ок. 100), увертюры (17), concerti grossi (28); концерты с орк., в т. ч. для скр. (св. 60); камерно-инстр. ансамбли - трио-сонаты (ок. 150), квартеты (24), квинтеты, сонаты - для скр. и клавира (26), для 2 флейт или скр. с цифров. басом, для влч. или клавира (8) и др.; для хора с орк. - кантаты (3 духовные, 8 светских), итал. пассионы; и др. Карл Генрих Г. (1703 или 1704, Варенбрюк - 8 VIII 1759, Берлин) - композитор и певец (тенор). В 1714-21 ученик Крёйцшуле в Дрездене (пел дискантом), изучал композицию под рук. капельмейстера И. К. Шмидта, игру на клавире у К. Петцольда. Был дружески и творчески связан с лучшими музыкантами Дрездена: П. Хейнихеном, И. Г. Пизенделем, И. И. Кванцем и С. Л. Вейсом. Начал муз. деятельность в Брауншвейге в качестве оперного певца (1725), писал оперную музыку. С 1727 вице-капельмейстер оркестра. С 1737 работал в Рейнсберге. С 1740 придв. капельмейстер Фридриха II в Берлине. Основатель (1742) и рук. Берлинского оперного театра, для которого написал 27 итал. опер (1-я пост. театра - опера К. Г. «Клеопатра и Цезарь»). К. Г. следовал традициям итал. оперы (сотрудничал с А. И. Хассе), однако менее широко пользовался приёмами виртуозного письма и проявлял склонность к лирике. Наиболее значительны его духовные произв., в т. ч. кантата «Смерть Иисуса» («Der Tod Jesu», 1755, исполнялась до конца 19 в.). Церк. соч. композитора более известны, чем его оперы. Соч.: оперы (36), в т. ч. Санцио и Синильда (1726), Роделинда (1741), Артаксеркс (1743), Демофонт, царь Фракийский (1746), Ифигения в Авлиде (1748), Сулла (1753), Монтецума (1755), Меропа (1756); кантаты - ок. 100 светских (мн. в сб. «Избранные оды»), 27 духовных; культовые хор. произв. разных жанров, в т. ч. Те Deum laudamus (изд. 1757), 3 пассион-кантаты, неск. месс; концерты с орк. - для чембало (ок. 30), для флейты, для валторны и др.; камерно-инстр. ансамбли - неск. сонат и дуэтов для флейты, трио-сонаты (ок. 30), квартет, 3 квинтета; пьесы для органа; цикл песен на тексты Клопштока и др. Издания: К. G. Graun, «Montezuma», hrsg. von Mayer-Reinach, DDT, XV, Lpz., 1904; J. G. Graun - Triosonaten Collegium musicum XXIV-XXVI (hrsg. von H. Riemann), Lpz., 1906; Bratschensonaten, в сб.: Кammersonaten, X, XI (hrsg. von H. Chr. Wolff), Lpz., 1937; Oboenkonzert, Fagottenkonzert (hrsg. von H. Töttcher), Halb., 1953, 1954. |