ГРАУПНЕР (Graupner) Иоганн Кристоф (13 I 1683, Кирхберг, Саксония - 10 V 1760, Дармштадт) - немецкий композитор и органист. Учился у И. Шелле (игра на клавесине, церковное пение) и И. Кунау (композиция) в Лейпциге. С 1706 аккомпаниатор в Корол. опере в Гамбурге; с 1709 вице-капельмейстер Дармштадт-Гессенского князя, с 1710 придв. органист, с 1712 1-й капельмейстер в Дармштадте, где также преподавал (его ученик по композиции - И. Ф. Фаш). Как композитор отличался исключит. продуктивностью. В огромном творч. наследии Г. (в б-ке ландграфа Дармштадтского хранилось ок. 200 рукоп. концертов, симфоний, увертюр) выделяются его клавирные сюиты. Среди др. изданных произв. наиболее известны 8 партит, прелюдии и фуги. Среди опер: созданные в Гамбурге - «Дидона» (1707), «Антиох и Стратоника» (1707 или 1708), «Карнавал в Венеции» («Der Carneval von Venedig», совм. с Р. Кайзером, 1707); в Дармштадте - «Постоянство побеждает обман» («La costanza vince l'nganno», 1719); не сохранились, но были пост. - «Береника и Луций» (1710) и «Телемак» (1711). Муз. стиль Г. отличается пышностью, импозантностью, внешним блеском, соединяет полифонич. мастерство с развитой гомофонной техникой, однако недостаточно самостоятелен. Г. обладал ярко выраженным мелодич. дарованием, что проявилось как в его операх, так и в фп. и орг. произв. (последние сохранили своё значение). Написал автобиографию (в сб. И. Маттезона - Mattheson J., «Grundlage einer Ehrenpforte», 1740). Соч.: 8 опер; для орк. - 113 симфоний, ок. 80 увертюр, 44 концерта для разл. инстр. с орк.; 20 трио-сонат; 6 сонат (сюит для клавесина, клавикорда, клавичембало), 4 пьесы для клавира («Четыре времени года» - 4 Jahreszeiten, 1733); 16 партит; 4 сонаты для скр.; для хора - ок. 1400 церк. и 24 светск. кантат. |