ГРЕЧАНИНОВ Александр Тихонович [13(25) X 1864, Москва - 4 I 1956, Нью-Йорк] - русский композитор. Происходил из купеческой семьи. В 1881-90 учился в Моск. консерватории у Н. Д. Кашкина, В. И. Сафонова (фп.), Г. А. Лароша, Н. А. Губерта (контрапункт), А. С. Аренского (гармония и фуга), С. И. Танеева (анализ муз. форм); в 1890-93 - в Петерб. консерватории, к-рую окончил по классу сочинения H. A. Римского-Корсакова. Получил премию за 1-й квартет на конкурсе, объявленном М. П. Беляевым (1894). Сотрудничал с петерб. хором И. А. Мельникова и P. P. Беккера (создал ряд произв. для этого коллектива). В 1896 вновь переехал в Москву. Под влиянием знакомства с С. В. Смоленским мн. работал в области церк. музыки. Писал также музыку для спектаклей Моск. художеств. театра: «Царь Фёдор Иоаннович» (1898), «Смерть Иоанна Грозного» (1899), «Снегурочка» (1900). В 1903 был избран зам. пред. Муз.-этнографич. комиссии при Моск. университете; сделал множество обр. песен разных народов России (белорусских, татарских, башкирских). Тогда же Г. начал работать в муз. школе Гнесиных. Позже руководил детским хором в школе Т. Л. Беркман. Эта работа стимулировала его творч. деятельность в области детской музыки (песни, фп. пьесы, детские оперы). В 1903 была пост. опера Г. «Добрыня Никитич» (Большой театр, Москва). Следующая его опера «Сестра Беатриса» (1910), созданная под впечатлением исполнения В. Ф. Комиссаржевской заглавной роли в одноим. пьесе-мистерии М. Метерлинка, вскоре была снята со сцены по настоянию Синода. С 1910 Г. выступал в качестве пианиста-аккомпаниатора (с певцами - исполнителями его романсов). В 1914 и 1915 ему были присуждены Глинк. премии (за 3-й и 4-й квартеты). После Великой Oкт. социалистич. революции Г. концертировал как дирижёр и пианист, работал с детскими хорами, проводил лекции-концерты. В 1925 уехал за границу. Поселившись в Париже, выступал с исп. своих произв. В 1929 совершил конц. турне по США с певицей Н. П. Кошиц. С 1939 жил в Нью-Йорке. В 1943 напирал поэму «К победе», посв. Сов. армии. Одно из последних его произв. - «Элегическая поэма» для фп. (1945) - посв. «памяти героев, жизнь свою положивших в борьбе за свободу». Г. принадлежат произв. разл. жанров: 6 опер (в т. ч. 3 детские), 5 симфоний, камерно-инстр. ансамбли, сочинения для разл. инструментов, более 100 романсов, вок. ансамбли, хоры, обр. нар. песен, театр, и церк. музыка. Однако его крупные инстр. сочинения и оперы не обладают самостоятельностью стиля и эклектически сочетают влияние композиторов «Могучей кучки» и П. И. Чайковского. Относит. успехом пользовалась опера «Добрыня Никитич», в которой образы рус. нар. эпоса преломлены в лирически-романсовом плане. В опере «Сестра Беатриса» Г. отдал дань символистским тенденциям, воспринятым, однако, чисто внешне: наряду со стилизацией ср.-век. григорианского хорала в музыке оперы сказывается влияние вагнеровской пышной орк. звукописи. Особое место занимает опера «Женитьба» (на текст одноим. комедии Н. В. Гоголя, 1945-46), выдержанная в декламац. плане. Г. попытался здесь независимо от аналогичного творч. эксперимента М. П. Мусоргского решить задачу воплощения в музыке гоголевской прозы. Наиболее ярко дарование композитора раскрылось в камерно-вок. и хор. жанрах. В его романсах использованы стихи русских поэтов - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Блока, К. Д. Бальмонта, В. Я. Брюсова, Вяч. И. Иванова. Популярны романсы: «Колыбельная» (сл. Лермонтова), «Узник» и «Ночь» (сл. Пушкина), «Степью иду я унылою» и «Что ты поникла, зелёная ивушка» (сл. A. Н. Плещеева), «Острою секирою ранена берёза» и «На нивы жёлтые» (сл. А. К. Толстого), привлекающие мягкой лирич. напевностью, чутким преломлением нар.-песенных элементов, поэтич. пейзажностью. Характеристичностью муз. языка отличаются «4 басни Н. А. Крылова» (1903). В вок. сочинениях нач. 20 в. проявляются черты большего драматизма и вместе с тем изысканности стиля: циклы «Цветы зла» (сл. Ш. Бодлера, 1909), «Драматическая поэма» (сл. Г. Гейне, пер. B. С. Соловьёва, 1910), «В сумерки» (сл. Гейне, Блока, Бальмонта, Тютчева, 1913), «Триптих» (сл. Вяч. Иванова, 1915) и др. Подчас в них ощущается влияние образов символистской поэзии. Неск. циклов хоров a cappella, относящихся преим. к раннему периоду творчества Г., близки по своему содержанию и муз. языку его камерно-вок. лирике. Нередко композитор использует в них нар. тексты и мелодии или, не прибегая к цитированию, самостоятельно претворяет образы нар.-песенного творчества (напр., «Лён», ошибочно принимавшийся за подлинную нар. песню). В области церк. музыки Г., следуя идеям Смоленского, стремился возродить стиль старинного рус. пения, близкого к нар. истокам. Вместе с тем он использовал в своих духовных сочинениях достижения разл. жанров рус. музыки 19 в., симфонизируя хор. фактуру, внося элементы оперной выразительности. Эти новые тенденции впервые проявились в 2 духовных хорах ор. 19 (1898) и «Литургии Иоанна Златоуста» No 2(1903). В дальнейшем Г., не ограничиваясь хор. звучанием, включал в партитуру инструменты. Такие сочинения, нарушавшие каноны православного богослужения, не были допущены к исп. в церквах: они звучали на конц. эстраде, среди них - «Демественная литургия» (1917, 2-я ред. 1926), одна из частей которой («Сугубая ектения») получила известность в исп. Ф. И. Шаляпина. Ценный вклад внёс Г. в детскую музыку. Его сборники детских песен (на тексты рус. поэтов или на нар. слова, иногда с использованием подлинных нар. мелодий) широко вошли в педагогич. практику, в репертуар детских хоров. Различные по степени трудности детские песни Г. соединяют инструктивные задачи С разнообразием художеств. средств. Соч.: оперы - Добрыня Никитич (ор. 22, 1895-1901, пост. 1903, Большой театр, Москва), Сестра Беатриса (ор. 50, 1908-10, пост. 1912, Оперный театр Зимина, Москва), Женитьба (ор. 180, 1946, пост. 1948, Муз. фестиваль в Беркшире, Англия); детские оперы - Ёлочкин сон (ор. 55, 1911), Теремок (ор. 92, 1919), Кот, петух и лиса (ор. 103, 1924); для орк.- 5 симфоний (h-moll, op. 6, 1894; Пасторальная, A-dur, op. 27, 1902-09; E-dur, ор. 100, 1920-23; C-dur, op. 102, 1923-24; g-moll, op. 153, 1936-37), Лесная идиллия, балет-дивертисмент (op. 117, 1925), симф. поэма К победе (б. op., 1943), Элегическая поэма (ор. 175, 1945), увертюра Великий праздник (ор. 178, 1946), Лирическая поэма (ор. 185, 1947-48); камерно-инстр. ансамбли - 2 фп. трио (c-moll, op. 38, 1906; G-dur, op. 128, 1931), 4 струн, квартета (G-dur, op. 2, 1892-93; d-moll, op. 70, 1914; c-moll, op. 75, 1915-16; F-dur, op. 124, 1929); для скр. и фп. - 2 сонаты (D-dur, op. 87, 1918-19; c-moll, op. 137, 1933); для влч. и фп. - соната (op. 113, 1927); для фп., в т. ч. 2 сонаты (g-moll, op. 129, 1929; op. 174, 1944); романсы (св. 200); детские песни (сборники) - Ай-дуду (ор. 31, 1903), Петушок (ор. 39, 1906), Ручеёк (ор. 40, 1907), В деревне (ор. 45, 1908), Времена года (ор. 46, 1908), Пчёлка (ор. 66, 1914), Жаворонок (ор. 67, 1914), Тропинка (ор. 89, 1920), Ладушки (оп. 96, 1922-23), Мать-гусыня (Mather goose, текст англ., ор. 122, 1930); обр. нар. песен - Татарские и башкирские песни для голоса и фп. (ор. 25, 1901), Шотландские народные песни на сл. Бёрнса (ор. 49, 1909), 3 великорусские народные песни для жен. квартета или хора (ор. 77, 1917), 3 украинские народные песни для жен. квартета или хора (ор. 82, 1918), 4 белорусские народные песни для голоса и фп. (ор. 84, 1918), 2 великорусские народные песни для голоса и фп. (ор. 91, 1920), 2 великорусские народные песни для голоса и фп. (ор. 120, 1929). Лит. соч.: Несколько слов о «духе» церковных песнопений, «Московские ведомости», 1900, 23 февр.; По поводу моей статьи «О духе церковных песнопений», там же, 1900, 14 марта; Моя музыкальная жизнь, Париж, 1934 (англ. пер., с доп. и вступит. ст. Н. Слонимского - My life, N. Y., 1952; в обоих изд.- список муз. соч.). |