ГРЕТРИ (Gretry) Андре Эрнест Модест (8 или 11 II 1741, Льеж - 24 IX 1813, Монморанси, близ Парижа) - французский композитор, муз. писатель. По происхождению бельгиец. Чл. Института Франции (1795). Родился в семье музыканта. С 1750 учился в церк.-певч. школе, вскоре стал солистом хора. Брал уроки композиции у органиста Реннекена. Существ. роль в муз. развитии Г. сыграли спектакли итал. оперной труппы, часто гастролировавшей в Льеже. К 17 годам Г. был автором ряда сочинений (мессы, мотетов, арий). Совершенствовался в Риме в духовной «Льежской коллегии». Занимаясь по обязанности церк. музыкой, Г. осн. внимание уделял опере. Образцами для него были произв. Б. Галуппи, Н. Пиччинни, Н. Йоммелли. Решающую роль в формировании творчества молодого Г. сыграли оперы Дж. Перголези. В Риме с успехом была пост. первая опера Г. - «Сборщица винограда» (1765). В 1765 избран в чл. Болонской филармонич. академии. В 1766 переезжает в Женеву, где знакомится с франц. комич. оперой (Э. Дуни, П. А. Монсиньи, Ф. А. Филидор), встречается с Вольтером. С 1767 жил в Париже. Известность принесла ему опера «Гурон» (по повести Вольтера «Простодушный», 1768). Особый успех имела опера «Люсиль» (1769), покорившая слушателей эмоциональной выразительностью, прочувственностью вокальной мелодии. В 70-е гг. его оперы с успехом ставились во Франции и др. странах Европы, однако аристократич. публика часто не понимала их психологически тонкой музыки. Кульминация творчества Г. - оперы 80-х гг. (созданы совм. с драматургом М. Седеном): «Ричард Львиное сердце» (1784), «Рауль Синяя борода» (1789), «Вильгельм Телль» (1791). В годы Великой франц. революции Г. писал оперы на сюжеты, созвучные времени бурных политич. событий («Тиран Дионисий», «Республиканская избранница, или Праздник добродетели»). Однако последние оперы Г. - «Лизабет» (1797), «Элиска, или Материнская любовь» (1799), принадлежащие к жанру «оперы спасения», уступают произв. этого жанра у Л. Керубини, Э. Мегюля. В 1795 Г. был назначен одним из инспекторов (наряду с Ф. Госсеком, Мегюлем, Ж. Ф. Лесюэром, Л. Керубини) Парижской консерватории. В том же году был избран председателем отделения изящных искусств Института Франции. Отрывок из юношеского сочинения А. Э. М. Гретри. Автограф. 1762. Один из виднейших деятелей эпохи Просвещения, Г. оставил глубокий след как в истории оперной культуры, так и в развитии муз.-эстетич. мысли. С его творчеством связан расцвет франц. комич. оперы 18 в. Оперное наследие Г. включает типич. для его эпохи жанры: от «слёзной» сентимент. комедии до романтпч. оперы и «оперы спасения». Наиболее ярко талант композитора раскрылся в т. н. «полусерьёзной опере», отражающей характерные для «чувствительного» жанра темы социального неравенства, угнетённой добродетели. В операх такого типа («Гурон», «Люсиль», «Избранница из Саланси») Г. выступил тонким психологом. Драм. монолог крестьянина Блэза (опера «Люсиль») - пример психологич. моносцены в опере 18 в. Менее типичны для Г. чисто буффонные оперы, хотя лучшие из них («Говорящая картина», «Двое скупых») подготовили произв. Дж. Россини. Мало удачными были попытки композитора в создании франц. лирич. трагедии («Цефал и Прокрис», «Андромаха»). В его операх на легендарные и сказочные сюжеты проявились отд. черты будущего романтич. искусства. Лучшая историко-легендарная романтич. опера Г. - «Ричард Львиное сердце» (ария из этой оперы была использована П. И. Чайковским в «Пиковой даме»). Театральная эффектность, зрелищность, отличающие др. оперу этого жанра - «Рауль Синяя борода», подводят также и к романтич. балету. В операх Г., созданных накануне Великой франц. революции, отчётливо проявились прогрессивные демократич. тенденции. Свои творч. искания Г. обобщил в муз.-эстетич. трудах (в 1796-97 по постановлению франц. правительства были изданы его «Мемуары, или Очерки о музыке»). Его оперная эстетика включает три основных вопроса: опера как жанр, проблема интонации, проблема музыкальной характеристики и музыкально-выразит. средств. Выдвигая идеи синтеза поэзии и музыки и «правды чувств», Г., в отличие от Руссо, более объективно подходил к оценке нац. оперных школ, отстаивая, в частности, франц. оперную школу. Как и Руссо, Г. уделял большое внимание вок. мелодике, считая, что основой её является эмоционально наполненная речевая интонация. В своём творчестве композитор стремился к «правдивой декламации». Прислушиваясь к нар. говору, к декламации актёров, Г. выработал оригинальный вок. стиль «распетой речи» («langage chantй»). Говоря об эмоцион. разнообразии вок. декламации, он непосредственно подошёл к проблеме муз. характеристики. Муз. средства (мелодия, гармония, лад, орк. тембры), с точки зрения Г., должны помогать раскрытию «психологических нюансов» в обрисовке персонажей. Его рассуждения о тональном колорите, о гармонич. и орк. красках свидетельствовали о новом романтич. восприятии природы, эпохи. В своих работах Г. затрагивал и социальные проблемы искусства, мечтал о лишённом насилия обществе, о муз. образовании, доступном народу, о новом оперном театре, о грандиозных нар. празднествах. И в этом смысле его суждения содержат предвидение передовых взглядов муз. эстетики 19 в. - идей Л. Бетховена, Г. Берлиоза, Р. Вагнера. Соч.: оперы (ок. 60), в т. ч. Сборщица винограда (La vendemmiatrice, 1765, театр «Альберти», Рим), Самнитские браки (Les Mariages Samnites, 1768, 2-я ред.- 1776, театр «Комеди Итальенн», Париж), Гурон (1768, там же), Люоиль (1769, там же), Говорящая картина (Le Tableau parlant, 1769, там же), Сильвэн (1770, там же), Двое скупых (Les Deux avares, 1770, Фонтенбло), Испытание дружбы (L'Amitiй а l'йpreuve, 1770, там же), Друг дома (L'Ami de la maison, 1771, там же), Земира и Азор (1771, там же), Великолепный (Le Magnifique, 1773, театр «Комеди Итальенн», Париж), Избранница из Саланси (La Rosiere de Salency, 1773, Фонтенбло), Цефал и Прокрис (1773, Версаль), Ложная магия (La Fausse Magie, 1775, театр «Комеди Итальенн», Париж), Суд Мидаса (Le Jugement de Midas, 1778, там же), Ревнивый влюблённый (L'Amant jaloux, 1778, Версаль), Неожиданные происшествия (Les Evenements imprevus, 1779, там же), Окассен и Николетта, или Нравы доброго старого времени (Aucassin et Nicolette, ou Les Moeurs du bon vieux temps, 1779, там же), Андромаха (1780, там же), Двойное испытание, или Колинетта при дворе (La Double йpreuve, ou Colinette а la cour, 1782, театр «Корол. академия музыки», Париж), Каирский караван (La Caravane de Caire, 1783, Фонтенбло), Теодора и Полен (1784, Версаль), Ричард Львиное сердце (Richard, Coeur de Lion, 1784, театр «Комеди Итальенн», Париж), Панург на острове фонарей (Panurge dans 1'isle des Lanternes, 1785, театр «Корол. академия музыки», Париж), Амфитрон (1786, Версаль), Английский пленник (Le Prisonnier anglais, 1787, театр «Комеди Итальенн», Париж), Доверчивый соперник (Le Rival confident, 1788, там же), Рауль Синяя борода (Raoul Barbe Bleue, 1789, там же), Пётр Великий (1790, там же), Вильгельм Телль (1791, там же), Жозеф Барра (1794, театр «Опера комик», Париж), Тиран Дионисий (Denys le Tyran, maitre d'йcole а Corin, 1794, театр «Корол. академия музыки», Париж), Республиканская избранница, или Праздник добродетели (La Rosiere republicaine ou La Fete de la vertu, 1794, там же; первонач. назв. Праздник разума - La Fete de la Raison), Каллас, или Любовь и родина (Callas, ou L'Amour et patrie, 1794, театр «Опера комик», Париж), Лизабет (1797, там же), Элиска, или Материнская любовь (Йlisca ou L'Amour maternel, 1799, там же), Шлем и голубки (Le Casque et les colombes, 1801, театр «Корол. академия музыки», Париж), Дельфис и Мопса (1803, там же); симфония D-dur; концерт для флейты с орк.; камерно-инстр. ансамбли, в т. ч. 6 струн, квартетов; духовная музыка; гимны и революц. песни; романсы и др. Collection complete des oeuvres de Gretry, publiees par le Gouvernement belge, v. 1-49, Lpz.- Brux., 1883-1937 (не завершено). Лит. соч.: Memoires, ou Essais sur la musique, v. 1, P.-Liege, 1789 v. 1-3, P., 1797, Brux., 1924-25, Brux., 1941-48 (рус. пер.- Мемуары, или Очерки о музыке, т. 1, пер. и вступит. ст. П. Грачёва, М.-Л., 1939); De la Veritй. Ce que nous fumes, ce que nous sommes, ce que nous devrions кtre, v. 1-3, P., 1801-03; Methode simple pour apprendre а preluder en peu de temps avec toutes les ressources de l'harmonie, P., 1802; Reflexions d'un Solitaire, v. 1-4, Brux.- P., 1919-22. Письма: La Correspondance generale, йd. G. de Froid-court, Brux., 1962. |