ГРИГОРИАНСКОЕ ПЕНИЕ, григорианский (грегорианский) хорал (итал. canto gregoriano, франц. chant gregorien, нем. gregorianischer Gesang, gregorianische Melodien, Gregorianik), - общее наименование одноголосных богослужебных песнопений католпч. церкви. Название связано с именем папы Григория I (лат. Gregorius), прозванного Великим (ум. 604), который, согласно преданию, составил антифонарий - круг строго канонизиров. песнопений, распределённых в пределах церк. года; оно было присвоено католич. богослужебным песнопениям через 300 лет после смерти Григория I. Создание антифонария явилось завершением деятельности римской церкви по упорядочению христ. богослужения, начавшейся ещё в 4 в., когда Рим стал центром всей западной христ. церкви. Г. п. сложилось в результате отбора, переработки и унификации в соответствии с целями и эстетич. установками римской церкви разл. богослужебных напевов, создававшихся в Риме или в местных центрах христ. пения. Г. п. содействовало укреплению духовной гегемонии католич. церкви и объединению её вокруг папского престола. Оно опиралось на традиции многовекового развития культовой музыки; в нём нашли претворение элементы муз. искусства ряда европейских и восточных народов. Язык Г. п. был латинским; он был чужим для др. народов и архаичным для самих римлян, поскольку разговорный язык к этому времени сильно эволюционировал. Источником текстов Г. п. служила Библия, хотя с течением времени к библ. текстам были сделаны разл. добавления. Г. п. является строго одноголосным, независимо от того, исполняется ли песнопение одним певцом или хором. Одноголосие его не только способствовало лучшему восприятию текста, но и символизировало полное единение чувствований и помыслов верующих. В соответствии с предписанием о недопущении женщин к участию в богослужебном пении песнопения исполняли только мужчины. Песнопения Г. п. неоднородны - они включают в себя как простейшее псалмодирование, гл. обр. на одном звуке, так и более мелодически развитые и напевные построения, связанные с традицией гимнов, и даже узорчатые, мелизматич. отрывки. В целом для Г. п. характерны строгость, сдержанность мелодики, подчинение её тексту. Во всех случаях преобладают плавные, поступенные ходы голоса; движение голоса вверх тотчас же уравновешивается последующим нисхождением и наоборот. Очень характерен постепенный подъём вначале (т. н. «ввод»), более или менее длительное пребывание на достигнутом уровне («туба», или «тенор»), связанное с псалмодированием, и заключение - спуск мелодии к исходному уровню. В середине напева («медианта») обычно располагается его высшая точка. Самые ранние сохранившиеся рукописные записи Г. п. относятся к концу 8 в. Они содержат только тексты песнопений. В др. записях 8-9 вв. тексты песнопений снабжены указаниями на тот или иной церк. лад, в котором их надлежало исполнять. Первые нотные записи Г. п. появились в 9 в. В них была применена невменная система нотации (см. Нeвмы). Т. о. указывались направление движения мелодии, оттенки, но не точные интервалы и ритмика. Лишь позднее появились невменные записи, в которых точно обозначалась и высота звуков. Переход к этой системе записи облегчил обучение певцов, но привёл и к известному упрощению мелодий, в которых исчезли интервалы, меньшие полутона и многие украшения. Однако и эти записи не передавали ритмич. строения мелодий. Поэтому о ритмике Г. п. высказывались различные взгляды. Согласно точке зрения А. Мокеро (работы 1908-27), ритмич. организация Г. п. всецело зависела от текста, определяясь его выразительным «ораторским» произношением. По мнению А. Дешеврана (1895 и 1904), в Г. п. обнаруживалась и метроритмич. периодичность, связанная с закономерностями собственно-муз. развития. Скорее всего имело место нечто среднее: в псалмодич. отрывках ритмика полностью определялась текстом, в мелодически более оформленных концовках применялись установившиеся ритмич. формулы, а в мелиз-матич. распевах, исполнявшихся на один слог текста, ритмич. структура подчинялась закономерностям мелодич. развития. Поскольку ритмика точно не фиксировалась, большое значение приобретала вариантность: тот же самый напев мог исполняться разл. певцами в разл. ритмич. прочтении. В 12-13 вв. в связи с эволюцией нотной записи появилась возможность точно фиксировать ритмич. сторону напевов; однако к тому времени, согласно историч. свидетельствам, традиция исполнения Г. п. претерпела существ. изменения - оно стало более мерным и медленным, в связи с чем получило название «плавное пение» (лат. cantus planus, франц. plain chant, англ. plain song). Т. о., зафиксировать ритмику более ранних форм Г. п. было уже невозможно. Г. п. строго диатонично; любой из напевов отвечает одному из 8 церковных, или средневековых ладов. Однако, хотя к тому времени была разработана теория октоиха (системы восьми диатонич. ладов), практически в каждом из ладов использовался гл. обр. гексахорд; в отд. попевках ясно выступают черты пентатоничности. Развитые формы Г. п. представлены т. н. антифонной псалмодией, в которой используется чередование двух хоров. В антифонной псалмодии исполнение каждой строфы псалма обычно предваряется короткой мелодия, фразой - антифоном, к-рая выполняет как бы роль рефрена. В некоторых антифонах мелодика достигает значит. сложности. Ещё большее мелодич. богатство отличает т. н. респонсориальную псалмодию, где пение солиста чередуется с небольшими репликами хора. И наконец наибольшая свобода мелодического развития свойственна т. н. юбиляциям - пышным мелизматическим образованиям, возникающим чаще всего на возгласе аллилуйя. Разнообразные виды Г. п. объединились в мессе - наиболее целостном и интересном с муз. стороны разделе католич. богослужения. Ещё до создания первого антифонария во всех странах, принявших католич. религию, насаждалась римская литургия. При этом она смешивалась с местными напевами, преобразовывалась под влиянием местных исполнит. традиций. В связи с этим возникали особые её разновидности. Важнейшими из них были галликанская (распространившаяся также в Сев. Италии, Испании, Британии и Ирландии) и мозарабская (ведущая происхождение из Толедо в Испании). В некоторых странах римская литургия вообще не привилась. С 8 в. римские папы активно насаждали унифициров. римскую литургию, Г. п. во всех странах католич. религии. Процесс этот закончился лишь к 11 в., при папе Григории VII (1073-85), в пору, когда духовная и светская власть папства достигла своего апогея. Хотя Г. п. мыслилось как нечто вполне устойчивое и неизменное, оно всё же развивалось и эволюционировало. Наряду с постепенным изменением традиции исполнения, превратившим Г. п. в «плавное пение», менялся и его состав. Так, в 9 в. возникли секвeнции, или прозы, образовавшиеся в связи с подтекстовкой юбиляций. В то же время появились и т. н. трoпы - вставки в напевы, добавления или интерполяции осн. текста. Возникновение секвенций и троп можно рассматривать как своего рода реакцию на отвечавшее пожеланиям идеологов церкви «окостенение» Г. п. в «плавном пении». Ок. 9 в. на основе Г. п. возникают первые ранние формы культового многоголосия - органум и дискант. В процессе последующего развития церк. многоголосия значение в нём напевов Г. п. падает; разрушается и система ср.-век. ладов. В конце 19 в. в зап.-европ. странах, прежде всего во Франции, возникает движение, направленное к реставрации старинного римского богослужения и ранних форм Г. п. Переиздаются старинные рукописи, дискутируются вопросы ритмики Г. п., возникают разл. «школы» его интерпретации. Движение реставрации Г. п. было поддержано папой Пием X, в результате чего появились подготовленные спец. комиссией «официальные» новые издания Г. п. (Graduale Romanum - 1908, Antiphonale Romanum - 1912, Officium hebdomadis sanctae - 1923, и др.). 2-й ватиканский концильс в 1963 определил Г. п. как «свойственное римской литургии пение», однако наряду с ним разрешил использовать в богослужении и другие виды церковной музыки, в том числе вокальное многоголосие. Г. п. использовалось в композиторском творчестве (В. д'Энди, О. Респиги и др.); в 19-20 вв. особенно часто привлекалась секвенция «Dies irae». Издания: Monumenti vaticani di paleografia musica latina, 1-2, Hrsg. von H. M. Bannister, Lipsiae, 1913 (Codices e vaticani selecti phototypice expressi, t. XII); Monumenta musicae sacrae. Hrsg. R. J. Hesbert, Macon, 1952-; Monumenta monodica medii aevi, Кassel - Basel, 1956-; Le graduel romain. Йd. critique par les moines de Solesmes, Solesmes, 1957 -. |