ГРУБЕР Роман Ильич [1 (13) XII 1895, Киев - 24 III 1962, Москва] - советский музыковед. Доктор искусствоведения (1947). Музыке первоначально обучался в Киеве у М. П. Домбровского (фп.) и Г. Л. Любомирского (теория музыки). По теории и истории музыки занимался также у В. Г. Каратыгина (Петроград, 1912-1916), оказавшего влияние на формирование его муз. взглядов. Затем учился в Петрогр. консерватории у H. H. Позняковской (фп.). В 1922 окончил ф-т истории музыки Российского института истории искусств, где занимался у Б. В. Асафьева, А. В. Преображенского и М. О. Штейнберга. С 1922 науч. сотрудник этого института, с 1931 его действительный член. Творческое общение с Асафьевым во многом определило направление науч. деятельности Г. В 1925-31 преподавал историю музыки в муз. техникумах Ленинграда, с 1931 - в Ленингр. консерватории (с 1935 профессор, с 1936 зав. кафедрой всеобщей истории музыки), в 1941-62 - в Моск. консерватории (с 1943 зав. кафедрой всеобщей истории музыки). Учениками Г. являются многие советские музыковеды. Г. - один из видных представителей сов. школы музыковедения. В ранний период исследоват. работы его науч. интересы были направлены гл. обр. на область муз. эстетики, психологии муз. творчества, социологии, источниковедения. Выступал также как критик, отчасти по вопросам рус. муз. культуры. Позднее сосредоточился на вопросах всеобщей истории муз. культуры. Г. принадлежит капитальный труд - «История музыкальной культуры», в котором освещен историч. процесс развития муз. культуры с древнейших времён до начала 16 в. В этом исследовании обобщён большой фактич. материал. В нём по-новому, с позиций сов. муз. науки, рассмотрены и освещены мн. важнейшие явления истории музыки. Автор книг, статей, а также сост. сб.: «Рихард Вагнер. Избранные статьи» (1935, вступит. статья написана Г.) и «Музыкальная культура древнего мира» (1937). Соч.: Проблема музыкального воплощения, в сб.: «De Musica», П., 1923, с. 35-110; Установка музыкально-художественных понятий в социально-экономической плоскости, там же, вып. 1, Л., 1925, с. 28-51; О музыкальной критике как предмете теоретического и исторического изучения, там же, вып. 2, Л., 1926, с. 43-59; «Rossica» в германской музыкальной периодической литературе восемнадцатого и первой половине девятнадцатого века, там же, с. 103-29; О «формальном методе» в музыковедении, там же, вып. 3, Л., 1927, с. 39-53; В. Г. Каратыгин как музыкальный критик, в сб.: В. Г. Каратыгин. Жизнь, деятельность, статьи и материалы, [вып.] 1, Л., 1927, с. 41-65; О возможности и пределах использования в музыковедении экономических категорий, в сб.: Музыкознание, [вып.] IV, Л., 1928, с. 40-62; Рихард Вагнер (1883-1933), М., 1934; О реализме в музыке, «СМ», 1934, No 6; Бах и Гендель, там же, 1935, No 3; Гендель, Л., 1935; Музыкальная культура древнего мира, в сб.: Музыкальная культура древнего мира, Л., 1937; История музыкальной культуры…, т. 1, ч. 1-2, М.-Л., 1941; т. 2, ч. 1-2, М., 1953-1959; Всеобщая история музыки, ч. 1, М., 1956, М., 1960, 1965; Личность и творческий облик композитора [Бетховена], в кн.: Музыка французской революции 18 века. Бетховен, М., 1967, с. 100-54, и др. |