ГУНО (Gounod) Шарль Франсуа (17 VI 1818, Париж - 18 X 1893, Сен-Клу, близ Парижа) - французский композитор. Чл. Института Франции (1866). Отец Г. был художником, мать преподавательницей музыки. В годы обучения в лицее Сен-Луи (1829-35) Г. солировал в церк. хоре, сочинял муз. пьесы, изучал теорию музыки (под рук. А. Рейхи). Влечение к композиции усилилось особенно после посещений оперного театра. Под влиянием оперы «Дон Жуан» формируются муз.-эстетич. воззрения молодого музыканта, пронёсшего через всю жизнь горячую любовь к искусству В. А. Моцарта. В 1836-1838 Г. учился в Парижской консерватории у Ф. Галеви, Ж. Ф. Лесюэра, Ф. Паэра. Развитие яркого дарования Г. сковывал академизм, царивший в стенах консерватории. Нек-рые из его ранних сочинений привлекли к себе внимание публики и критики: скерцо из симфонии, 3-гол. «Agnus Dei», свежее звучание которого отметил Г. Берлиоз. В 1839 Г. получил Рим. пр. (за кантату «Фернан»), давшую ему возможность провести на правах стипендиата более 2 лет в Италии и нек-рое время в Вене и Германии. Разочаровавшись в совр. ему итал. оперном искусстве, Г. сосредоточился на изучении старинной культовой музыки, в частности Палестрины. Он также узнал и полюбил произв. И. С. Баха, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Ф. Шуберта (что позднее отразилось в его творчестве). По возвращении в Париж Г. в 1843-48 работал органистом и регентом в церкви Иностр. миссий. В эти годы Автограф Ш. Гуно. он сочинял только духовные произв. В его мировоззрении усилились религ.-клерик. умонастроения, он начал помышлять о духовной карьере (слушал проповеди чл. доминиканского ордена адвоката А. Лакордера, в 1847-48 посещал курс богословия в семинарии Сен-Сюльпис, жил одно время в кармелитском монастыре, носил сутану аббата). В результате сложной внутр. борьбы он отказался от намерений принять духовный сан и вернулся к искусству. На рубеже 40-50-х гг. Г. впервые обратился к опере, ставшей осн. сферой деятельности композитора. Он отмечал, что только театр даёт возможность музыканту каждодневно общаться с публикой. В 1852-60 Г. был директором Парижского «Орфеона» (объединение хор. любительских обществ - самая массовая в ту пору муз.-просветит. организация, чл. которой были гл. обр. рабочие Парижа и жители предместий). Под его руководством повысилась певч. культура этих хоров. Общаясь с «орфеонистами», Г. изучил особенности гор. муз. фольклора. В 1870-75 жил в Лондоне, где в 1871 основал общество «Хор Гуно» (ныне Корол. хор. общество). Возвратившись в Париж, занимался композиторской и муз.-критич. деятельностью. Г. - один из талантливейших представителей франц. оперы 19 в. Он оказал большое воздействие на творчество своих младших современников и композиторов последующих поколений, вплоть до К. Дебюсси и M. Равеля. Дебюсси проницательно заметил: «Искусство Гуно запечатлело мгновение французской чувствительности». Эта «чувствительность» в известной мере перекликается с т. н. «школой нервной чувствительности» бр. Гонкур. Творчество Г. способствовало развитию муз. театра, утверждению нового жанра - лирической оперы, в основе которого лежало стремление к правдивому показу рядового, обыденного человека с его интимными, душевными переживаниями. Либр. первых опер Г. - «Сафо» (либр. Э. Ожье, 1850) и особенно «Окровавленная монахиня» (Э. Скриба и Ж. Делавиня, 1854) не удовлетворяли композитора. Обе оперы, отмеченные мелодраматизмом, нек-рой вычурностью, не имели успеха. Следующее произв. оперного жанра - комич. опера «Лекарь поневоле» (по Мольеру), с успехом поставленная на сцене «Театр лирик» (1858). Обратившись к живому комедийному сюжету, композитор блеснул виртуозным мастерством, создал меткие характеристичные зарисовки, лёгкую и прозрачную партитуру. Параллельно Г. работал над давно задуманной и начатой ещё в 1856 оперой «Фауст». К тому времени сложилось эстетич. кредо Г. Он выступал за единство красоты и правды; за образно-эмоц. содержание, способное глубоко взволновать «каждую человеческую душу». Г. выдвинул на первый план проблему воплощения в музыке характера, притом не однозначного и не статичного; акцентировал роль деталей, утверждая тем самым значение камерности в оперном стиле. Опера «Фауст» (1859, «Театр лирик», Париж) знаменовала рождение нового направления - франц. лирич. оперы. «Фауст» - классич. образец франц. лирич. оперы со всеми её достоинствами и некоторыми недостатками. Масштабность идей, философское содержание лит. первоисточника (в основу положена 1-я ч. одноим. трагедии И. В. Гёте) почти не нашли отражения в опере. Её сюжет (либр. Ж. Барбье и М. Кappe) трактован в лирико-бытовом аспекте. Любовная драма Маргариты занимает одно из центр. мест (отсюда в Германии оперу называют «Маргарита»). Г. отдал дань комич. опере, сохранив (в 1-й ред., 1859) разговорные диалоги. Одна из сильных сторон оперы - яркая мелодичность. Её муз. язык основан на претворении мелодики гор. песни-романса и танца. В вок. партиях чутко отражены некоторые особенности интонац. строя и просодии франц. речи, усилившие мягкую грацию ариозной лирич. мелодики и речитативных эпизодов. Зрители не сразу поняли новаторскую сущность оперы, но вскоре она стала одной из самых популярных (в 1869 пост. в театре «Гранд-Опера», разговорные диалоги заменены речитативами, добавлены балетные сцены). Среди последующих сочинений Г. выделяются 2 оперы того же жанра: «Мирейль» (1863), «Ромео и Джульетта» (1865). При поэтичности ряда сцен «Мирейль» свойственна несколько искусств. трактовка жанрового муз. материала (действие происходит в Провансе; либр. написано по одноим. поэме провансальского поэта Ф. Мистраля). В опере «Ромео и Джульетта» лучшими являются лирич. сцены (4 дуэта: на балу, на балконе, в спальне Джульетты, в склепе). Однако образы, лежащие вне лирич. сферы, не получили убедит. муз. воплощения. Тем самым композитор скорее сузил, чем расширил рамки созданного им же жанра. В 70-х гг. Г. вновь подпал под влияние клерик. умонастроений. Усилившаяся религиозность явилась главной причиной упадка творчества Г. Написав ряд неудачных опер (в т.ч. «Полиевкт», 1878), он отошёл от муз. театра, предпочтя ему духовную музыку. Среди его последних крупных сочинений - 2 оратории: «Искупление» (1881), «Смерть и жизнь» (1884). Значительна деятельность Г. как муз. писателя и критика. Своими выступлениями в печати он поддерживал произв. К. Сен-Санса; Г. написал предисл. к изданию писем Г. Берлиоза, книгу ««Дон Жуан» Моцарта», автобиографию и др. Основные даты жизни и деятельности 1818. - 17 VI. В Париже в семье худ. Франсуа Луи Г. и преподавательницы музыки Виктории Г. родился сын Шарль Франсуа. 1829-35. - Занятия в лицее Сен-Луи. 1836. - Поступление в Парижскую консерваторию. - Занятия с Ф. Галеви (контрапункт), Ж. Ф. Лесюэром, позже с Ф. Паэром (композиция). 1837. - 2-я Рим. пр. за кантату «Мария Стюарт и Риччио» (разделил её с пианистом Л. Шолле). - 23 XI. Исп. в концерте в театре «Атенеум» скерцо для оркестра Г. 1839. - Рим. пр. за кантату «Фернан». 1840. - 27 I. Прибытие в Рим (в качестве стипендиата). - Сближение (на почве увлечения живописью) с худ. Ж. О. Энгром. - Встреча и дружба с Ф. Хензель (сестрой Ф. Мендельсона), к-рая знакомит Г. с музыкой И. С. Баха, Л. Бетховена, Мендельсона. 1842. - 21 VI. Отъезд из Рима в Вену (через Флоренцию, Падую, Венецию, Триест). - 8 IХ.Исп. в Вене, в Карлскирхе мессы Г. 1843. - 25 V. Возвращение в Париж. - Встреча с Мендельсоном. - Работа органистом и регентом в церкви Иностр. миссий в Париже. 1847 X-1848 II. - Пребывание в кармелитском монастыре (носит сутану, подписывает письма как «аббат Гуно»). 1851. - 15 I. Исп. произв. Г. в Лондоне в конц. зале «Сент-Мартин-холл»; благоприятные отзывы в англ. печати. - 16 IV. Пост. оперы «Сафо» в театре «Гранд-Опера» (с П. Виардо-Гарсиа в заглавной роли). 1852. - 20 IV. Женитьба на А. Циммерман, дочери проф. Парижской консерватории. - Назначение на пост директора парижского «Орфеона» и одновременно руководителя певч. классов в парижских школах. 1855. - Знакомство с франц. драматургами Ж. Барбье и М. Кappe (впоследствии авторы либр. мн. опер Г.). - Зарождение плана оперы на сюжет «Фауста» Гёте. 1856. - 6 I. Награждение орденом Почётного легиона. - Работа над оперой «Иван Грозный» по заказу дирекции театра «Гранд-Опера» (написанные фрагменты впоследствии использованы в операх «Фауст» и «Царица Савская»). 1857. - Работа над оперой «Фауст» по заказу «Театр лирик». - X. Приступ нервного заболевания. 1859. - 19 III. Первое исполнение оперы «Фауст» в «Театр лирик» (с М. Миолан-Карвальо в роли Маргариты). 1866. - Избрание в чл. Института Франции. 1867. - Либреттисты Барбье и Кappe ведут переговоры о пост. оперы «Фауст» в театре «Гранд-Опера» (в связи с закрытием «Театр лирик»). - Сочинение для оперы «Фауст» балетных сцен (в т.ч. «Вальпургиева ночь») и переработка разговорных диалогов в речитативы. - XII. Поездка в Рим с худ. А. Эбером. 1868. - Встречи с Ф. Листом в Риме. 1869. - Приступ нервного заболевания, вызванный мистич. настроениями. 1870. - 13 IX. Переезд с семьёй в Англию (Ливерпул, затем Лондон) из-за начавшейся франко-прусской войны. 1871. - 1 V. Исп. траурно-патриотич. мотета Г. «Галлия» на открытии Всемирной выставки в Лондоне. - Знакомство с англичанкой Дж. Уэлдон - певицей и преподавательницей пения, создательницей школы пения для сирот в Тэвисток-хауз (около Лондона). - VI. Отказ от предложения занять место директора Парижской консерватории; жизнь в Лондоне, в семье Уэлдон. 1872. - В Лондоне создан «Хор Гуно» (ныне Корол. хор. общество). - Поездка в Бельгию с Уэлдон. 1874. - V. Возвращение в Париж, разрыв отношений с Уэлдон. 1882. - 2 IV. Концерт «Фестиваль произведений Г.» в Париже под упр. автора. 1887. - 24 VII. Исп. мессы «Памяти Жанны д'Арк» под упр. Г. в Реймском соборе. - 4 XI. Торжеств. 500-е исп. оперы «Фауст» в театре «Гранд-Опера» (дирижировал спектаклем Г.). 1888. - 6 IV. Фестиваль произв. Г. в г. Анже. - VII. Награждение Г. высшей степенью (Grand Officier) ордена Почётного легиона. - 28 IV. Исп. оперы «Ромео и Джульетта» в новой ред. (с балетом) под упр. Г. в театре «Гранд-Опера» (в главных ролях - А. Патти, Я. Решке). 1890. - Составление «резюме католической доктрины». - 6 XII. Письмо к епископу Гею (другу юности), в котором пишет, что хотел бы создать «музыкальный диптих на подобие картин примитивистов о святом Франциске Ассизском». 1891-92. - Жизнь в Сен-Клу (под Парижем). - Занятия с молодым комп. А. Бюссе. 1893. - Создание Реквиема памяти умершего внука (неоконч.). - 18 X. Смерть композитора в Сен-Клу. Соч.: оперы - Сафо (1850, пост. 1851, театр «Гранд-Опера», Париж; ред. в 2 д., 1858; ред. в 4 д., 1884), Окровавленная монахиня (La Nonne Sanglante, по роману «Монах» М. Г. Льюиса, 1852-54, пост. 1854, «Театр лирик», Париж), Иван Грозный (Ivan le Terrible, 1856-57, фрагменты), Лекарь поневоле (Le Medecin malgrй lui, комич. опера, 1857, пост. 1858, «Театр лирик», Париж), Фауст (1857-59, пост. 1859, там же; 2-я ред. - с речитативами и балетными сценами, 1869, театр «Гранд-Опера», Париж), Филемон и Бавкида (1859, пост. 1860, «Театр лирик», Париж; 2-я ред. - в 2 д., 1876, театр «Опера комик», Париж), Голубка (La Colombe, по Ж. Лафонтену, 1859, пост. 1860, Баден-Баден; 1866, театр «Опера комик», Париж), Царица Савская (La Reine de Saba, по сюжету араб. сказки Ж. де Нерваля, 1861, пост. 1862, театр «Гранд-Опера», Париж), Мирейль (1863, пост 1864, «Театр лирик», Париж; 2-я ред., 1864, там же), Ромео и Джульетта (по трагедии У. Шекспира, 1864-65, пост. 1867, там же; 2-я ред. - с балетными сценами, 1888, театр «Гранд-Опера», Париж), Сен-Map (Cinq-Mars, по одноим. роману А. де Виньи, 1876-77, пост. 1877, театр «Опера комик», Париж; 2-я ред. 1878, там же), Мэтр Пьер (1877, не оконч.), Полиевкт (по трагедии П. Корнеля, 1870-78, пост. 1878, театр «Гранд-Опера», Париж), Дань Заморы (Le Tribut de Samora, 1878-80, пост. 1881, там же); оратории - Товий (ок. 1866), Галлия (траурно-патриотич. мотет для сопрано, хора, орк. и органа, 1871), Искупление (La Redemption, духовная трилогия, сл. Г., 1868-81, исп. 1882, фестиваль в Бирмингеме; 1884, Париж), Смерть и жизнь (Mors et vita, духовная трилогия, сл. Г., 1884, исп. 1885, фестиваль в Бирмингеме; 1886, Париж); кантаты - Мария Стюарт и Риччио (1837), Фернан (1839), патриотич. кантата На границе (A la Frontiere, 1870) и др.; мессы, в т.ч. Торжественная месса в честь св. Цецилии (Messe solenelle а Sainte-Cecile, 1855), Месса в память Жанны д'Арк (Messe а la memoire de Jeanne d'Arc, 1887) и др.; реквиемы и др. произв. для хора и орк.; для орк. - Скерцо (1837), 2 симфонии (D-dur, 1854; Es-dur, 1855), Сальтарелло (1871), Римский марш (1872) и др.; камерно-инстр. ансамбли - 3 струн. квартета (опубл. посмертно), фп. квинтет (ок. 1841), Размышление над первой прелюдией И. С. Баха (Meditation sur…, для скр., фп. и органа, 1852), Маленькая симфония (для 2 флейт, 2 гобоев, 2 кларнетов, 2 валторн и 2 фаготов, 1888); для фп. - 45 пьес, в т.ч. вальсы, марши, серенады, ноктюрн, скерцо, прелюдии и др.; хоры с фп., в т.ч. Четырнадцать больших хоров (1884); хоры a cappella - Стрекоза и муравей, Ворона и лисица, Волк и ягнёнок (на сл. басен Ж. Лафонтена, 1856, 1857, 1873), Мученики (Les Martyres, 1869); для голоса с фп. - св. 200 романсов и песен, в т.ч. на сл. А. Ламартина, А. Тюрпена, П. Ж. Беранже, В. Гюго, А. Дюма-сына, А. Мюссе, англ., итал. поэтов; вок. дуэты; музыка к спектаклям драм. театра, в т.ч. Мещанин во дворянстве (Мольера, 1852, театр «Комеди Франсез», Париж), Улисс (трагедия Ф. Понсара, 1852, там же; 2-я ред., 1854), Священные драмы (Les drames sacres, лирич. драма А. Сильвестра и Э. Морана, 1892, пост. 1893, театр «Водевиль», Париж) и др. Лит. соч.: Autobiography, publ. par G. Weldon, L., 1875; La routine en matiere d'art, в кн.: Autobiography, L., 1875; «Proserpine» de С. Saint-Saens, «Le Figaro», 1887, 17 mars; «Ascanio» de C. Saint-Saens, «La France», 1890, 23 mars; Preface de lettres intimes de Berlioz, «Nouvelle Revue», 1880, 15 juin; «Don Juan» de Mozart, P., 1890, на англ. яз. 1895; Memoires d'un artiste, P., 1896 (посмертно), 1909, на нем. и англ. яз., 1896, рус. пер. - Записки артиста, пер. с франц. А. В. Оссовского, СПБ, 1904, Воспоминания артиста, пер. с франц. М. П. Волконского, вступит. ст. и прим. Б. В. Левика, М., 1962. Письма: Ch. Gounod. 17 lettres а H. Berlioz, M. Pigny et M. Lefuel, в кн.: Gounod Ch., Memoires d'un artiste, P., 1896, p. 211-70; Lettres de 1870-1871, «Revue de Paris», 1896, 1 fevrier; Lettres а G. Bizet, там же, 1899, 15 decembre; Lettres а Richomme, publ. par A. Baunier; «Revue Hebdomadaire», 1908, 26 decembre et 1909, 2 janvier; Lettres de Rome et de Vienne, publ. par J. Prod'homme, «Revue bleue», 1910, 31 decembre et 1911, 5 janvier. |