ГУРИЛЁВ Александр Львович [22 VIII (3 IX) 1803, Москва - 30 VIII (11 IX) 1858, там же] - русский композитор, скрипач, пианист и педагог. Сын крепостного музыканта Л. С. Гурилёва. Музыке обучался под рук. отца; брал уроки у Дж. Филда (фп.), И. И. Геништы (теория музыки). С юных лет играл в крепостном оркестре на скрипке и альте, участвовал в квартете известного любителя музыки Н. Б. Голицына. В 1831 вместе с отцом получил вольную и приписался к обществу Моск. ремесленной управы. Приобрёл известность как композитор, пианист и педагог. Романсы Г. прочно вошли в рус. гор. быт. Однако, несмотря на успех, всю жизнь Г. провёл в трудных материальных условиях, был вынужден давать уроки музыки, заниматься нотной корректурой. В последние годы жизни страдал тяжёлым психич. заболеванием. Ведущий жанр творчества Г. - вок. лирика. Основой вок. стиля Г. послужила нар. песня гор. быта, мещанской, разночинной среды. Большое влияние на развитие его таланта оказала дружба с А. Е. Варламовым, наряду с которым Г. был ярким представителем демократич. рус. романса. Мн. его песни стали народными; их распевали под аккомпанемент гитары или фп. в гор. быту, они проникали также в крестьянскую среду, в репертуар проф. цыганских хоров. Как и Варламов, Г. собирал и обрабатывал рус. нар. песни. Составленный им сб. «47 русских народных песен» для голоса с фп. явился ценным вкладом в рус. муз. фольклористику. Сюда вошли наиболее популярные песни крестьянской и гор. традиции, разработанные в стиле бытового музицирования, с обильным применением вариац. приёмов и характерным переинтонированием нар. мелодий в духе романса. Сб. Г. - своеобразная энциклопедия бытовой гор. песни 30-40-х гг. 19 в. С нар. традицией тесно связаны «русские песни» Г. на сл. А. Н. Кольцова, Н. П. Грекова, И. Макарова и др. поэтов. В них нашли отражение типичные для композитора скорбные, элегич. настроения, мягкий и задушевный лиризм. Неразделённая любовь, тоска одиночества, мечты о счастье - обычные мотивы этих песен: «Колокольчик», «Вьётся ласточка», «Не шуми ты, рожь» и др. Глубоко волновала композитора тема женской доли. В песнях «Матушка-голубушка», «Грусть девушки», «Отгадай, моя родная», «Сарафанчик» он запечатлел обаятельные образы рус. девушек, родственные лирич. поэзии Кольцова и Н. Г. Цыганова, портретной живописи А. Г. Венецианова и В. А. Тропинина. По стилю «русские песни» Г. приближаются к бытовому романсу. При всей лиричности, они отличаются ритмич. собранностью, жанровой определённостью. Мелодика их чаще всего укладывается в ритм плавного, неторопливого вальса; простой аккомпанемент гитарного типа подчёркивает мерную 3-дольность движения. Внедрение танц. вальсового ритма в интонац. строй лирич. песни - одна из типичных особенностей гор. фольклора 19 в. Лирич. романсы Г. созвучны настроениям рус. поэзии последекабристской поры. В них воплощены скорбные думы о судьбе простого человека, скрытый протест против гнетущих сил рус. действительности. Лучшие романсы Г. во многом перекликаются с лирикой М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского. Влияние Глинки, его пластичной и ясной кантиленной мелодики нашло отражение в элегии «Вам не понять моей печали», в светлом, мечтат. романсе «Внутренняя музыка». С др. стороны, в лирике Г. заметно проступают и новые черты выразительной, драм. декламации. В романсах «Разлука» (сл. Кольцова), «Я говорил при расставанья» (сл. А. А. Фета), «Бедная девушка ты» (сл. К. С. Аксакова) композитор приближается к жанру романса-монолога, широко представленного в творчестве Даргомыжского, П. И. Чайковского. Новое содержание вкладывает Г. в романсы на сл. М. Ю. Лермонтова. В элегиях «Оправдание», «И скучно, и грустно» он выступает как один из первых интерпретаторов лермонтовской поэзии в рус. музыке, чутко передаёт скорбную исповедь поэта. Всенар. достоянием стал романс Г. на сл. Кольцова - «Разлука» («На заре туманной юности»), в котором широкая распевность сочетается с выразительностью драм. речитатива. Отличительный признак романсов и песен Г. - тонкая разработка фп. партии. Технически несложная, она в то же время характеризуется чистотой голосоведения, детальной и тщательной нюансировкой. Это свидетельствует о высокой профессиональной культуре композитора, прекрасно владевшего выразит. средствами фп. Большое место в наследии Г. занимают разл. жанры фп. музыки: вариации, танц. миниатюры. В них ясно прослеживается романтич. традиция рус. пианизма, идущая от фп. стиля Филда, Глинки, А. А. Алябьева и др. рус. музыкантов. Г. широко разрабатывает излюбл. жанры бытового танца (полька, мазурка, вальс, полонез). Значит. интерес представляют его вариации на темы нар. песен, романсов и опер; они отличаются разнообразием фп. фактуры, тембровыми контрастами. Широкий конц. размах, тонкое применение «бисерной» техники мелких пассажей сочетаются у Г. с лирич. задушевностью и напевностью. С особой полнотой эти качества проявились в вариациях на тему романса Варламова «На заре ты её не буди». Муз. наследие Г., как и творчество его современников - Алябьева, А. Н. Верстовского и Варламова, долгое время не получало в музыковедении достойной оценки, и только в трудах советский музыковедов оно нашло широкое освещение как одно из проявлений демократич. рус. культуры 1-й пол. 19 в. Соч.: романсы и песни (88), в т.ч. Матушка-голубушка, Колокольчик (Однозвучно гремит колокольчик), Вьётся ласточка, Домик-крошечка, Не шуми ты, рожь, Грусть девушки, Сарафанчик, Разлука (На заре туманной юности), Вам не понять моей печали, И скучно, и грустно, и др.; обр. рус. нар. песен для голоса с фп. (47); фп. пьесы (ок. 30), в т.ч. Концертная фантазия на темы из оперы Доницетти «Лукреция Борджиа», Концертная фантазия на тему из оп. Глинки «Иван Сусанин», вариации на темы романсов Алябьева (Соловей мой, соловей), Варламова (На заре ты её не буди, Ты не пой, соловей), вариации на темы рус. нар. песен (Не белы то снеги, По всей деревне Катинька), полонез на темы романсов Алябьева, котильон, 2 вальса, 5 мазурок, 2 польки-мазурки, экспромт-мазурка, 2 галопа и др. ГУРИЛЁВ, Гурылёв Лев Степанович (1770-1844) - русский композитор, дирижёр, пианист, педагог. Отец А. Л. Гурилёва. Крестьянин по происхождению, Г. принадлежал к числу крепостных графа В. Г. Орлова. Учился у Дж. Сарти; руководил крепостным оркестром Орлова в имении «Отрада» под Москвой. Преподавал в жен. уч. заведениях Москвы. В 1831 получил вольную (после смерти своего владельца), приписался к сословию ремесленников-мещан. Автор многочисл. фп. и хор. сочинений; некоторые из них опубликованы, другие остались в рукописях (архивы Москвы и Ленинграда), мн. произв. известны только по объявлениям в периодич. печати. Г. сыграл видную роль в развитии отечеств. фп. искусства. Его вариации на темы нар. песен выходят за рамки простого орнаментирования нар. напева. Одновременно с Д. С. Бортнянским Г. разрабатывал в рус. музыке жанр фп. сонаты. Изданная им Соната ре минор (1794) сочетает классич. принципы развития с широким использованием нар. тематизма (финал - в форме вариаций на тему нар. песни «Выйду ль я на реченьку»). Большой интерес представляет также цикл из 24 прелюдий во всех маж. и мин. тональностях (1810). 4-гол. фуга (ре мажор), завершающая этот цикл, своим монумент. складом напоминает полифонич. части рус. хор. концертов. Соч.: для фп. - вариации на темы рус. нар. песен (св. 20), в т.ч. То теряю, что люблю, Скажу, гуси прилетели, Винят меня в народе, За горами, за долами, и др., Русский танец (Камаринская), Соната ре мажор (в 3 частях), полонезы, 24 прелюдии и фуга; для хора, a cappella - духовные концерты, песнопения и др. |