ГУРЛИТТ (Gurlitt) Вилибальд (1 III 1889, Дрезден - 15 XII 1963, Фрейбург, Брейсгау) - немецкий музыковед (ФРГ). Изучал музыковедение, историю и философию в университетах Гейдельберга и Лейпцига. Был ассистентом своего учителя X. Римана в Муз.-исследоват. институте Лейпцигского университета. С 1919 жил в Фрейбурге, преподавал в университете (1920-58 проф. кафедры музыковедения), рук. осн. им при университете муз.-научным институтом. Фаш. властями был отстранён от работы (1937-45). Продолжая деятельность в Фрейбурге (университет, высшая школа музыки), читал лекции в университете в Берне (1946-48) и в Базеле (1955-56), работал в разл. науч. обществах. Чл. Академии наук и искусств в Майнце и рук. её муз.-науч. комиссии. Инициатор исп. ср.-век. музыки на старинных муз. инструментах (в руководимом им Collegium musicum). Публиковал старин. муз. и муз.-теоретич. сочинения. Был деятельным участником т. н. нового органного движения, возглавленного в нач. 20 в. А. Швейцером, призывавшим к восстановлению старинных принципов органостроения. В сотрудничестве с органным мастером О. Валькером сконструировал в 1921 «орган Преториуса» (по описанию 17 в.). Автор многочисл. трудов по органному искусству и истории нем. музыки; ред. 12-го, полностью переработанного издания муз. словаря X. Римана (Personenteil, Bd 1-2, Mainz, 1959-61) и науч. журн. «Archiv für Musikwissenschaft» (1952-63, Jahrg, XIX-XX). Соч.: Michael Praetorius (Creuzburgensis). Sein Leben und seine Werke, Lpz., 1915 (Diss.; Nachdruck - Hildesheim, 1968); Johann Sebastian Bach. Der Meister und sein Werk, В., 1936, Кassel - Basel, 1959; Musikgeschichte und Gegenwart, Tl 1 - Von musikgeschichtlichen Epochen, Tl 2 - Orgel und Orgelmusik. Zur Geschichte der Musikgeschichtsschreibung. Forschung und Lehre, Wiesbaden, 1966; Musikgeschichte und Gegenwart, Bd 1-2, Wiesbaden, 1966-67 (издано посмертно); Bericht ьber die Freiburger Tagung für deutsche Orgelkunst, Кassel, 1926, Nachdruck, Кassel, 1971. ГУРЛИТТ (Gurlitt) Корнелиус (10 II 1820, Альтона, близ Гамбурга - 17 VI 1901, там же), немецкий композитор. Учился у И. Рейнеке в Альтоне, у И. Хартмана и К. Вейзе в Копенгагене. В 1841-45 учитель музыки в Хиршхольме (около Копенгагена), затем в Альтоне, в 1864-98 церк. органист и дирижёр хор. общества в Альтоне. Одновременно преподавал в Гамбургской консерватории (1879-87). Автор сборников и «альбомов» фп. миниатюр для домашнего музицирования (написаны под некоторым влиянием К. Рейнеке и Т. Кирхнера), конц. пьес для детей и юношества, юмористич. транскрипции песни «Ах, мой милый Августин» («Ach, du lieber Augustin», op. 115). Г. принадлежат также комич. опера «Шейх Хассан» (1863), 2 оперетты, оратория «Всемирный потоп» («Die Sintflut», 1888), оркестровки и камерно-инстр. сочинения, т. н. «Марсельеза на нижненемецком диалекте» («Plattdeutsche Marseillaise», на текст Ф. Рейтера, 1864), хор. сочинения, песни, романсы и др. |