ГУСИТСКИЕ ПЕСНИ - чеш. нар. песни-гимны, создававшиеся в период деятельности Я. Гуса, гуситских войн (антифеодальное нац.-освободит, движение 1419-1437), а также в последние десятилетия 15 в., когда были популярны идеи гуситов, питавшие чеш. муз. культуру 15-16 вв. В Г. п., отличавшихся мужественностью и суровостью, отражён боевой революц. дух гуситского движения, направленного против феод. гнёта, нем. господства и власти католич. церкви. Г. п. тесно связаны с нар. мелодикой. В соответствии с религ. направленностью гуситского движения Г. п. слагались в форме духовных песнопений, в которых находили выражение социальный протест и патриотич. чувства чеш. народа. В противовес католич. лат. гимнам, Г. п. исполнялись на чеш. яз., каждой ноте соответствовал самостоят. слог, что подчёркивало декламац. выразительность текста. Метрич. членение чеш. яз. обусловило построение и ритмику мелодич. фразы, к-рая в соответствии с содержанием песни приобретала боевой или проповеднический характер. Наиболее известные Г. п. - походный гимн «Восстань, восстань, великий город Прага» («Rovstan, povstan, velikй mesto prazskй»), гимн таборитов (сторонники революц.-крестьянского течения среди гуситов) «Кто же вы, божьи воины?» («Кtoz jsъ bozн bojovnicie»). Гимн таборитов Г. п. имеют гл. обр. религ. содержание, но среди них есть и сатирически-обличительные, созданные приверженцами Гуса и направленные против врагов чеш. Реформации. В некоторых обнаруживаются элементы древнечеш. песенности, частично переработанные самим Я. Гусом («Живы хлебе…» и др.). Среди Г. п. есть песни, посв. Яну Гусу и его смерти. Нек-рые стилистически близки ранней готике, в отдельных гимнах сказывается влияние нем. религ. песнопений - «Йезу Кристе, щедрый кнеже…»(«Jesu Кriste, stedrэ kneze…») мелодически близок нем. песне «Nun bitten wir den heiligen Geist». Они даны либо в одногол. изложении, либо в виде cantus firmus многогол. сочинений. Таков «Боже наш всемогущий» («Buoh nas vsemohuci») - гимн, связанный с «Christ ist erstanden», приписываемый Яну Гусу, который, вероятно, является лишь автором обработки. Г. п. исполнялись без инстр. сопровождения (орган и др. инструменты запрещались и даже уничтожались как орудие «дьявольского искушения»). Запрещая использование муз. инструментов, гуситы задержали развитие инстр. музыки, а поэтому и танц. музыки и светской песни. Строгость Г. п. противопоставлялась муз. культуре 14 в. (эпохе Яна Люксембургского и Карла IV), к-рая формировалась под влиянием франц. музыки. Отрицая иноземные влияния, гуситы создали самобытную религ. песенную культуру, отличающуюся своеобразием ладового мышления. В Г. п. преобладают диатонич. лады (дорийский, фригийский, лидийский, эолийский). Для Г. п. многоголосие не типично. Оно ограничивается архаич. диафонией, встречаются также органум, элементы гетерофонии, простой контрапункт (nota contra notam), характерный для чеш. трёхголосных песен 16 в. Благодаря лёгкости исп. (доступность текста, небольшой диапазон мелодий, отсутствие колоратурных украшений) Г. п. получили широкое распространение и оказали определяющее влияние на дальнейшее развитие чеш. музыки вплоть до конца 17 в. После разгрома таборитского движения Г. п. сохранили популярность среди чеш. народа, позднее они звучали во время восстаний против австр. владычества; в период 2-й мировой войны их пели чеш. партизаны. Г. п. заложили основы чеш. хор. искусства, которое достигло в 16 в. высокого развития у т. н. чеш. братьев, воспринявших идеи гуситов. Влияние Г. п. можно проследить в муз. творчестве Мартина Лютера, который был одним из создателей протестантского хорала, и в муз. традициях др. стран, о чём свидетельствуют некоторые польские и итал. мелодии. Г. п. использованы в патриотич. произв. крупнейших чеш. композиторов: мелодия гимна таборитов проходит в опере «Либуше», симф. поэмах «Табор» и «Бланик» Б. Сметаны, «Гуситской увертюре» А. Дворжака, Симф. фантазии О.Еремиаша и др. Осн. источник Г. п. - Йистебницкий канционал, созданный в 1420 (хранится в нац. музее в Праге), - сб. гуситских хоралов, духовных гимнов, литургич. песнопений, вечерних молитв, рождественских коляд и диафоний, в т.ч. 77 чеш. песен таборитов и чашников (рыцарско-бюргерского крыла гуситов). Песни в этом сборнике записаны в мензуральной нотации - чеш. ромбы и чёрные мензуры. Этой упрощённой нотацией продолжали пользоваться в гуситских рукоп. 16 в., когда уже была известна и белая мензура, т. к. мензуральное разделение соответствовало присущей чеш. яз. интонации и ударению в начале слова и в начале предложения. Нек-рые Г. п. имеются в Рацковской рукоп. 16 в. (хранится в Карловом университете). |