ХАБА (Haba) Алоис (21 VI 1893, Визовице - 18 XI 1973, Прага) - чешский композитор, теоретик, педагог, муз.-обществ. деятель. Засл. арт. ЧССР (1964). Учился по композиции у В. Новака в Пражской консерватории (1914-15), у Ф. Шрекера в Академии музыки и сценич. искусств в Вене (1918-20) и у него же в Высшей школе музыки в Берлине (1920-23). Руководил отделением 1/4 и 1/6 тоновой музыки в Пражской консерватории (1923-45) и в Академии изящных искусств (1946-49); среди учеников - В. Добиаш, Я. Ежек, Й. Пауэр, К. Райнер, М. Ристич, М. Колесса. После 1945 участвовал в строительстве социалистич. культуры ЧССР. В 1945-1948 директор Большого оперного театра им. 5 мая (с 1948 - Т-р им. Б. Сметаны), в 1945-50 пред. Союза по охране авторских прав; один из основателей Синдиката (1946) и Союза чехосл. композиторов (1949). Создатель четвертитоновой системы, принцип которой стремился вывести из моравского и словацкого народного исполнительства. Применял и системы композиции в 1/3, 1/6, а также 1/12 тона (комбинация 1/4- и 1/6-тоновых систем); X. писал и двенадцатитоновую музыку; его двенадцатитоновая (полутоновая) система отличается от додекафонии тем, что имеет звуковой центр и совмещается с использованием элементов натуральных, т. е. средневековых ладов, или церковных, по его терминологии. В своих муз. научно-теоретич. трудах X. пытался обосновать применяемые им системы композиции, сформулировать закономерности атональной гармонии, ввёл свои определения тональности, политональности, атональности, звукового центра и др. Один из ведущих деятелей чеш. муз. авангарда 1920-1930-х гг., X. создал ряд соч. прогрессивной идейной направленности, в т. ч. оперы «Мать» и «Новая земля», цикл муж. хоров «День трудящегося» (к 15-й годовщине победы Oкт. революции 1917 в России), массовые антифашистские песни и др. Однако муз. язык мн. его произв., основанный на 1/4-тоновой и др. подобных ей системах, затрудняет восприятие его музыки, что приводит к противоречию с демократич. идеями композитора. Распространение его соч. подобного рода ограничивает и необходимость изготовления спец. инструментов (лишь на струнных любые доли тонов легко извлекаются без изменения их конструкции). Автор статей в чеш. и заруб. печати. Соч.: оперы - Мать (Matka, 1/4-тоновая, на собств. либр., 1931, Мюнхен), Новая земля (Novб zeme, 1/2-тоновая, по Ф. В. Гладкову, 1936), Да приидет царствие твое, или Безработные (Prijd' kralovstvi Tvй, Nezamestnanн, 1/6-тоновая, на собств. либр., 1942); кантата За мир (Za mir, 1949); для оrк. - увертюра (1920), симф. фантазия Дорога жизни (Cesta zivota, 1/2-тоновая, 1933), Валашская сюита (Valasskв suita, 1953); для инструмента с ор к.- симф. фантазия для фп. (1921), концерты - для скр. (1955), альта (1957); камерно-инстр. ансамбли - 16 струн. квартетов (1/2-, 1/4-, 1/5-, 1/6-тоновые, 1919-67), 4 нонета (1931-71); хоры - 5 смешанных хоров (1/4-тоновые, 1932), День трудящегося (Pracujicн den, 10 муж. хоров, 1932), 3 мужских, в т. ч. Мюнхен (1948), Мир (Mir, на собств. текст, 1948); для фп. - сонаты (1918, 1947), сюита фуг (1918), 6 сюит (1922-59), 11 фантазий (1/4-тоновые, 1923-59), 6 настроений (1971), 6 пьес (1920); для органа - фантазия, фантазия и фуга (оба соч.- 1951); соната для арфы; пьесы для гитары, для гармониума (1/6-тоновые), для деревянных и медных духовых; песни (с фп.) - Поэзия жизни (Poesie zivota, 1943), Возлюбленные (Milenci), 7 песен на сл. Б. Бенешовой (1944), 5 моравских нар. любовных песен (1944) идр.; цикл 12 песен (с 1/4-тоновой гитарой, 1943); детские и массовые песни. |